Недавно дочерняя компания Группы ИНК (Иркутская Нефтяная Компания) выпустила первые в России “переходные” облигации ИНК-Капитал-001Р-01 (объем 5 млрд, срок 5 лет, купон 10,25%). Средства, вырученные от размещения, ИНК направит на рефинансирование затрат по проекту обратной закачки газа в пласт Ярактинского месторождения (это основной добывающий актив компании).
Что означает “переходные”?
“Переходные” облигации - это российский аналог зеленых облигаций. Подробно о зеленых бондах и ESG-инвестировании мы недавно писали.
За этими тремя буквами скрывается принцип ответственного инвестирования - деньги предоставляется не тем, кто демонстрирует самые высокие прибыли, а тем, кто действует этично в вопросах экологии и социального развития. Самые популярные разновидности ESG-облигаций - “зеленые” и “социальные” . На азиатских рынках еще встречаются “голубые” облигации - они направлены на проекты ответственного использования морских и океанических ресурсов. Голубые облигации есть, например, у Bank of China.
В ближайшем будущем мы, скорее всего, увидим и другие цвета и оттенки бондов, выпускаемых под лейблом ESG.
Модный тренд или новая реальность?
Сегодня рынок ESG-инвестирования растет экспоненциальными темпами. При этом, цены на традиционные энергоресурсы говорят не в пользу тренда. Да и многие эмитенты прикрываются меткой “ESG” для улучшения имиджа на рынках заемного капитала. Пока что вполне можно казаться хорошим и правильным, на самом деле не будучи таким. О своем желании выделить “грязные” активы в отдельные компании уже заявили Русал, Северсталь, Распадская. Такой подход, конечно, позволит получать высокие ESG-рейтинги для “чистого” подразделения бизнеса, но по своей сути это ничего не меняет. Это формальный подход к решению экологических проблем.
Несмотря на все это, ESG - это не просто модный или рекламный тренд, но и новые правила игры для бизнеса во всем мире. Подтверждается это следующими фактами:
- Рынок ESG продвигается крупными инвестфондами. Ускорение этой сфере придают также инфраструктурные проекты США и ЕС.
- Любовь к ESG награждается всевозможными преференциями для всех сторон - это и налоговые льготы для эмитентов и инвесторов, и послабление по нормативам резервирования капитала для банков.
- По своему духу идеология этичного вложения денег привлекает наиболее активную часть инвесторов - поколение миллениалов. То есть, тренд, заданный крупным капиталом, уже переходит к инвесторам мелким.
ESG - это новый подход к улучшению мира через пряник финансирования. Кнута нет, но есть отсутствие пряника.
Проблемы ESG в России
Естественно, получить деньги от крупных зарубежных инвесторов хотят и российские компании. Но есть одно “но”. Это структура нашей экономики. Менее 5% отраслей сможет привлечь финансирование под лейблом зелености. Значительная доля ВВП формируется компаниями, далекими от идеи зеленой возобновляемой энергетики. Более того, многие крупные производства являются откровенно “грязными”. Но денег-то хочется всем. Поэтому, чтобы позволить таким бизнесам привлекать финансирование, правительством были разработаны собственные стандарты не только для зеленых облигаций, но и климатических переходных. В теории, это должно помочь нашим эмитентам привлекать средства на то, чтобы исправиться, стать чище и снизить уровень вредных выбросов.
Не приведет ли это все к гринвошингу?
Green-washing - “зеленое отмывание денег”, т.е. псевдо-экологичные заявления компаний, за которыми не стоит никаких реальных действий. Да, такой сценарий возможен.
Тревогу вызывают новые послабления Центробанка для эмитентов ESG-бондов. В международной практике, ESG-инвестирование предполагает целевое расходование полученных средств. Эмитент обязан отчитываться о потраченных средствах. При нарушении условий эмиссии, инвесторы вправе требовать досрочного погашения. Но в России это правило работать не будет. Максимальная санкция за нарушение “зеленых” обещаний - у выпуска отнимут приставку “зеленые”.
С другой стороны, дураков мало - грубое нарушение ESG-договоренностей на международном рынке долга может привести к санкциям со стороны крупных иностранных инвесторов - от удорожания стоимости рефинансирования до полного ограничения доступа к “зеленой” кормушке.
Зачем все это знать инвесторам?
Информацию о новых выпусках зеленых, социальных и переходных облигациях, а также о ESG-рейтингах, инвесторы могут использовать для прогнозирования стоимости акций различных эмитентов. На сегодняшний день уже имеется огромное число ETF-фондов, специализирующихся на инвестициях в зеленый переход развивающихся стран.
В теории, у кого есть доступ к финансированию, тот и развивается. Т.е. капитализация компаний с высоким ESG-рейтингом и хорошей ESG- кредитной историей в перспективе должна только расти.
С другой стороны, как все будет на самом деле, спрогнозировать сложно. Вполне возможно, что самые ответственные и этичные компании будут иметь и большие издержки на поддержание своего ESG-имиджа. А это отразится и на финансовых результатах.