Финансовая дисциплина и умение правильно распоряжаться деньгами – важные навыки, которые лучше осваивать с самого детства. Взрослые привыкли к обращению с деньгами, хорошо разбираются в стоимости и ценности разных товаров и услуг. Они знают, как пользоваться интернет-банкингом, как открыть кредит и какие бывают кредиты, как оформить дебетовую карту, как планировать расходы и сбережения.
Дети относятся к деньгам совершенно иначе. Самым младшим кажется, что взрослый – это «человек с бездонным кошельком», который может купить что пожелает и в любой момент
Отчасти такое представление формируется потому, что это он наблюдает за родителями в магазине: захотели фрукты, конфеты, булочку, машинку, кубики – взяли и купили. О том, что не все вещи можно приобрести, ребенок узнает значительно позже, и рассказать об этом должны родители.
2-4 года
Для начала будет достаточно, если малышу 2-3 лет объяснят, что мячик стоит дешево потому, что он маленький и его легко сделать. А электронное пианино или плюшевый медведь стоят намного больше, потому, что их сложнее изготовить или нужно много материалов. Так ребенок учится простейшему сравнению дорогих и недорогих вещей.
Отличной идеей будет рассказать ребенку, что для покупки игрушечной машинки маме нужно работать целый день, а чтобы купить детский велосипед – две недели. Это важный пример для понимания того, откуда у родителей берутся деньги, а еще для понимания взаимосвязи между вложенным трудом, его оплатой и возможностью совершать покупки.
5-6 лет
Детей 5-6 лет можно посвятить в особенности кредитования, если семья планирует крупную покупку. На примере приобретения телевизора можно объяснить удобство этой услуги: телевизор можно забрать из магазина домой и смотреть любимые передачи, а деньги за него выплачивать постепенно. Важно добавить, что кредит не выдается просто так: надо иметь постоянную работу и заплатить проценты банку за пользование заемными средствами.
7-10 лет
Когда ребенок идет в школу, как правило, у него появляются первые карманные деньги. Лучше выдавать их на небольшой срок – к примеру, каждую неделю. Первое время можно дать ребенку возможность покупать все, что хочется, в пределах выданной суммы. Очень быстро он заметит: потратив все деньги за один раз, нельзя делать другие покупки, приходится ждать следующего понедельника. А потом догадается, что нужно сложить карманные деньги за две-три недели, чтобы купить вещь подороже. Важно, чтобы ребенок на своем опыте убедился в том, что расходы нужно планировать, а деньгами – управлять.
Младший школьник может присутствовать и даже принимать участие при обсуждении семейного бюджета и распределении расходов на месяц
На примере своей семьи он увидит, что «большие» зарплаты мамы и папы расписываются на обязательные расходы: квартплата, коммунальные услуги и связь, продукты, выплата по кредиту, бензин, оплата кружков, карманные деньги, медицинское обслуживание, запланированные покупки и так далее. Оставшаяся сумма делится на несколько частей: сбережения, развлечения, подарки, непредвиденные расходы. В разных семьях могут быть разные схемы распределения бюджета, важно, чтобы ребенок видел сам факт: родители планируют свои траты.
11-17 лет
В старших классах вовлеченность ребенка в планирование финансов увеличивается. Обычно, растет и сумма карманных денег, и родители могут корректно подсказывать ребенку, как распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, при необходимости уметь попросить сумму побольше и обосновать свое желание.
18 лет и старше
Став студентами, дети, как правило, продолжают получать финансовую поддержку и полезные советы от родителей. Ведь не один месяц пройдет, прежде чем первокурсник научится не спускать всю стипендию и родительские карманные деньги за пару дней, особенно, если учится в другом городе.
Родителям удобно оказывать финансовую помощь, оформив к собственной кредитной карте дополнительную карту. На нее можно установить лимит, чтобы ваш взрослый ребенок не потратил случайно все деньги со счета
Вы будете видеть, где, когда и на что он тратил средства. Да и сам факт того, что родители могут следить за расходами, дисциплинирует.
Учить ребенка обращению с деньгами, планированию трат, ориентированию в сфере финансовых услуг никогда не поздно. И лучше всего делать это на собственном примере.