InvestFuture

Подвеска отечественного авторынка

Прочитали: 1232

Спад потребительской активности в 2015 и 2016 годах не обошел стороной и авторынок. Объем продаж автомобилей по итогам 2016 опустился с пиковых значений, достигнутых в 2012 году, практически на 60% до 1,4 млн. штук, что оказалось менее существенно, чем прогнозируемое пессимистичными участниками рынка падение до 1,27 млн. шт. При этом в 2017 году тенденция по восстановлению продолжилась: в мае текущего года число купленных авто выросло на 14,7% г/г при ожидаемом подъеме на 12,3% г/г. Увеличение спроса на автомобили традиционно является косвенным индикатором повышения уверенности населения страны в начале долгосрочного восстановления экономики.

 

Объем продаж на авторынке РФ начал увеличиваться уже в середине 2016 года, при этом благодаря эффекту понижающейся базы предшествующего года падение сменилось подъемом уже в ноябре. Немаловажной причиной, оказавшей существенное влияние на динамику продаж, стало повышение курса рубля. Благодаря подъему отечественной валюты к доллару за 2016 год на 19,5% автодилеры смогли затормозить процесс повышения цен, который по итогам прошедшего года составил 8,7%, при том что с сентября 2014 года совокупный рост ценника составил 41%. Стоит отметить, что подъем стоимости естественным образом существеннее затронул иномарки, однако по итогу практически не изменил потребительских предпочтений россиян. Самыми популярными автомобилями прошедшего года остались Hyundai SolarisLADA Granta и KIA Rio, однако продажи данных моделей сократились в среднем на 15% г/г, в то время как лидерами подъема стали Toyota RAV4 (+12,9% г/г), Skoda Rapid (+5,6% г/г) и Volkswagen Polo (+5,1% г/г). Стоит отметить, что с продолжающимся процессом укрепления курса рубля, в 2017 году активизировался спрос на иномарки массового сегмента: в мае на 50,7% г/г выросли продажи Peugeot, на 36% г/г -– Mazda и на 33,6% г/г – Suzuki. При этом автодилеры практически не используют различного рода акции и предложения, что связано с приближением рынка к порогу маржинальности, являющегося дополнительным свидетельством достижения локального дна.

На подъем потребительской активности в секторе немаловажное влияние оказало сокращение ставок по потребительским кредитам. В ряде случаев процентный платеж по автокредиту достигал уровня ключевой ставки ЦБ + 50 б.п., что являлось ключевым инструментом автопроизводителей для привлечения внимания потребителей. Объем выданных автокредитов в I квартале 2017 года вырос на 37,3% г/г до 126,3 млрд. руб. Стоит отметить, что текущему подъему спроса на авторынке способствует увеличение кредитования в крупнейших регионах. В рассматриваемом периоде наибольший рост выданных автокредитов пришелся на Краснодарский край (+27,5% г/г), Республику Башкортостан (+26,7% г/г), Ростовскую (+23,2% г/г) и Свердловскую области (+40,1% г/г). В других субъектах федерации, составляющих существенную долю авторынка, подъем не превысил 15% г/г. Данная особенность связана, прежде всего, с благоприятным положением регионов и их бюджетов в сравнении с общероссийским уровнем и может быть оценена как опережающий индикатор восстановления потребительской активности.

 

Дальнейший подъем авторынка РФ является наиболее вероятным сценарием развития событий как минимум до конца 2017 года, поскольку данный процесс будет поддерживать продолжающееся снижение процентных ставок. Однако ускоренному восстановлению будет препятствовать высокая доля используемых кредитных средств в общем объеме рынка. Без поддержки со стороны роста реальных доходов населения восстановление докризисных объемов авторынка, зафиксированных в 2014 году, может продлиться до 2020 года.

Автор: Роман Кузнецов, старший аналитик QBF 

Источник: QBF

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.69 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Подвеска отечественного

Поделитесь с друзьями: