Многие инвесторы, вкладывающие деньги в акции, задумываются и об участии в IPO. На специальном "Финам Митап" эксперты рассказали об эффективных стратегиях для инвесторов на IPO. Кроме того, из онлайн-дискуссии можно также узнать технические подробности: как открыть брокерский счет и что нужно, чтобы принять участие в российских и зарубежных IPO.
IPO - первичное публичное размещение акций компании. В 2020 году произошел настоящий бум IPO, их количество во всём мире выросло на 40% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на проблемы в мировой экономике, вызванные пандемией коронавируса, благодаря средствам, которые центробанки выделяют для поддержки экономике, на рынках царит эйфория, которая, вероятно, продолжится и в 2021 году.
Леонид Делицын, аналитик по IT отдела анализа акций ГК "Финам", назвал стратегии поведения инвестора на IPO, сравнив их с персонажами известной трилогии Николая Носова про Незнайку.
Стратегия Знайки
Знайка - это, как правило, опытный инвестор, который уже хорошо знает индустрию, компанию-эмитента и компании-аналоги. Он обращает внимание на финансовую отчётность, список рисков, знает инсайты и оценки разных инвесторов. При этом эксперты считают, что Знайка тратит значительную часть прибыли на исследования компаний и рыночной ситуации вокруг них.
Стратегия Незнайки
Незнайка - инвестор, который экономит свои ресурсы и время и больше полагается на случай при выборе IPO для участия. При этом он знает распределение вероятностей цены акций, а экономисты считают, что Незнайка - важный игрок на рынке. Однако зачастую Незнайка уходит с рынка через несколько IPO.
Для того чтобы удержать на рынке инвестора-Незнайку, как раз и существует андерпрайсинг - скидка на акции при IPO, которая составляет от 15 до 20% от стоимости акции. Благодаря андерпрайсингу IPO и cтали очень привлекательными для инвесторов.
Стратегия Винтика и Шпунтика
Такие инвесторы стараются "хакнуть" систему, выяснить аллокацию. Аллокация - это процент удовлетворения заявки на покупку акции при первичном размещении акций. На это инвесторы со стратегией Винтика и Шпунтика зачастую тратят большие средства. Они знают, что на плохую компанию аллокация будет большой, а на выгодную – маленькой, и стараются максимально вкладываться в компании с небольшой аллокацией.
Стратегия Пилюлькина
Такой инвестор - отраслевой "знайка". Он хорошо ориентируется в одной выбранной отрасли и инвестирует в нее. Например, в фармацевтику или IT.
Стратегия Пончика
Инвестор, который вкладывается в дивидендные компании, он ориентируется на твёрдую выплату дивидендов.
Самые большие сектора по IPO в 2020 году
Самым популярным сектором на IPO c долей рынка 28% стал SPAC. SPAC (special purpose acquisition company) - специализированные компании по слияниям и поглощениям, которые не имеют никаких активов, кроме денежной ликвидности, и не ведут операционной деятельности. Это денежные пулы, которые котируются на бирже. Использование SPAC считается хорошим вариантом для частных компаний, которые хотят стать публичными. Когда SPAC покупает какую-то компанию, та получает её место на бирже.
За ним следуют биотехнологии с долей рынка в 22%, что объяснимо, потому что в 2020 году мир столкнулся с пандемией коронавируса и необходимостью бороться с ней.
Замыкает тройку лидеров технологический сектор с долей рынка в 12,7%.
По мнению Леонида Делицына, в 2021 году продолжит расти количество компаний, заходящих на рынок через SPAC. В эту отрасль инвестировано более $80 млрд в 2020 году.