Tesla (TSLA) – американский производитель электромобилей с капитализацией около $54 млрд.
Акции TSLA лихорадит на фоне потока противоречивых новостей. В считаные дни бумаги способны делать по 15-20% как вверх, так и вниз. Формально ситуацию последнего года можно назвать широким торговым диапазоном, но амплитуда колебаний поражает.
Стоит ли инвестировать в Tesla или лучше сыграть на падении? В данном обзоре будет представлен ответ на обозначенный вопрос.
Акции TSLA торгуются на NASDAQ и Санкт-Петербургской бирже, а значит, доступны для покупок на ИИС. https://broker.ru/brokerage/services/account
Финансовые показатели
Несмотря на формально привлекательный бизнес, компания устойчиво убыточна. Согласно заявлениям Илона Маска, во II полугодии Tesla может выйти на прибыльный уровень.
Динамика годовой чистой прибыли
![](/files/articles/2018-07-01/15313255995099.png)
Здесь и далее источник Reuters
Дело в том, что компания только недавно вышла на запланированный уровень производства электромобилей. При этом наблюдается высокая себестоимость продукции, а также существенные выплаты процентов по долгу.
Динамику свободных денежных потоков (FCF, операционный поток минус капзатраты) Tesla устойчиво позитивной назвать нельзя. В квартальном разрезе заметно ухудшение ситуации в последние 1,5 года.
По итогам предыдущего квартала FCF составил минус $1,1 млрд за счет высоких капзатрат. Операционный поток также не слишком силен из-за убытков.
Интересный момент – компания периодически наращивает запасы, несмотря на условно высокий спрос на продукцию, который удовлетворяется далеко не сразу – необходимы предзаказы. А это уже означает около $1 млрд, замороженных в рамках оборота.
Динамика квартального FCF
![](/files/articles/2018-07-01/15313255998642.png)
Как результат, запас «кэша» и эквивалентов на балансе предприятия составляет «лишь» $2,7 млрд при общем объеме активов в $27,3 млрд. При этом долговая нагрузка чрезмерно высока – соотношение долг/ собственный капитал равен 243% (при условной пограничной отметке в 70% и медиане по группе конкурентов в 150%).
На рынке торгуется $6,7 млрд облигаций Tesla. В 2018 году предстоит погашение $310 млн бондов, а в 2019 году – еще $1,49 млрд. Рефинансирование долга может быть затруднено ввиду роста процентных ставок ФРС.
Из-за финансовых трудностей Tesla доходности некоторых выпусков ее облигаций за последние пару лет заметно выросли. В перспективе нельзя исключать привлечение компанией дополнительных средств путем размещения акций на рынке.
График доходности облигаций TSLA 1.625 01-Nov-2019 CVT в 2018 году
![](/files/articles/2018-07-01/15313256003329.png)
Отмечу, что компания не выплачивает дивиденды и не реализует программы buyback. В ее среднесрочные планы это пока не входит. Тут не чему удивляться, ведь Tesla – это все еще акции «роста», а не «дохода».
Вывод 1: пока финансовое положение Tesla можно назвать слабым, местами даже катастрофическим. Однако рынки живут будущим. Об ожиданиях речь пойдет в следующих пунктах.
Сравнительная оценка
Согласно рыночным мультипликаторам, «дороговизна» Tesla в сравнении с сопоставимыми компаниями очевидна. Мультипликаторы P/E, EV/EBITDA и P/Cash Flow так и вообще отсутствует ввиду убытков прошлого года.
![](/files/articles/2018-07-01/15313256007863.png)
Показатель EV/Sales (стоимость предприятия с учетом долга/ продажи) равен 5 при медиане в 1 по группе конкурентов. Премия TSLA относительно медианы потихоньку сужается, но все равно выглядит чрезмерной.
Динамика соотношения (EV/Sales)/ медиана по группе сопоставимых компаний
![](/files/articles/2018-07-01/15313256012814.png)
Форвардные мультипликаторы (с учетом прогноза по доходам на 12 мес. от Reuters) дают схожую картину. Формальная переоценка видна невооруженным взглядом.
![](/files/articles/2018-07-01/15313256016814.png)
Для подтверждения справедливости выводов посмотрим на финансовые показатели компании. В этом плане картина еще более очевидна – нынешние метрики слабы.
Рентабельность собственного капитала (ROE, чистая прибыль/ собственный капитал) и маржа операционной прибыли отрицательны при уже упомянутой высокой долговой нагрузке. Ожидания по долгосрочному приросту прибыли на акцию так и вообще отсутствуют, усиливая неопределенность.
![](/files/articles/2018-07-01/15313256021647.png)
Вывод 2: в целом наблюдается заметная «дороговизна» по мультипликаторам, а финансовые метрики Tesla явно страдают. В сравнении с сопоставимым ми компаниями ее самым лучшим выбором не назовешь.
Дело в том, что Tesla по мультипликаторам котируется не как индустриальное предприятие, а как структура из сферы высоких технологий. В любом случае, присутствует значительная неопределенность в оценке акций.
Позитивные факторы
• Развитие рынка электромобилей. В 2017 году число электрокаров на дорогах выросло на 54% и составило 3,1 млн единиц. Прогноз IEA, предполагает 125 млн единиц к 2030 году. Согласно оценкам Bloomberg NEF, к 2040 году 55% проданных автомобилей и 33% всего «флота» будет электрокарами.
• На прошлой неделе стало известно, что Tesla, наконец, достигла цели по производству 5 000 бюджетных электромобилей Model 3 в неделю. Компания намерена перейти на прибыльный уровень во II половине 2018 года.
• Илон Маск планирует открыть производство в Китае. Это связано с взаимными импортными пошлинами, из-за которых Tesla была вынуждена увеличить цены на 20% (Model S и Model X) в КНР.
Риски
- Высокая конкуренция в индустрии. «На пятки» Tesla наступают такие гиганты авторынка, как General Motors, Volkswagen и пр., активно инвестирующие в разработки собственных гибридных и электромобилей.
- Компания выходила на плановые уровни по производству в форсированном режиме. После этого в твиттере активно муссировалась тема нарушений стандартов качества при выпуске.
- Значительная доля неопределенности. Компания не раз нарушала обещания. Те же 5 000 Model 3 в неделю были запланированы Илоном Маском еще на конец прошлого года.
- Строительство производства в Китае потребует многомиллиардных инвестиций. Очевидно, что у предприятия нет таких денег. Возможно, придется делиться технологиями с КНР, создавая совместное предприятие.
- Высокая долговая нагрузка при слабых финансовых показателях. Ситуация была описана выше. В обозримой перспективе Tesla может привлечь порядка $2 млрд акционерного капитала, что приведет к его разводнению.
Где покупать акции и стоит ли?Медианный таргет аналитиков на 12 мес. составляет $280 при текущей котировке в $318 (первая половина торгов США, 11.07.2018). Исходя из всех обозначенных факторов, снижение акций может продолжиться.
На мой взгляд, при наличии желания и возможностей на отскоках имеет смысл открывать шорты. Пока же ближайшая поддержка по TSLA - $300. К лонгам присматривалась бы в районе $280-275, риск высокий.
График акций Tesla за год, таймфрейм дневной
![](/files/articles/2018-07-01/15313256026606.png)
Оксана Холоденко,
эксперт по международным рынкам БКС Брокер