IPO стало неким мифом для непрофессиональных инвесторов. Многие участники торгов воспринимают дату начала размещения акций как некий лотерейный билет с обязательным выигрышем. Как устроен рынок? Кто и как сегодня выходит на IPO. Какие IPO стали успешными, какие - провалились? Главный редактор Finversia Ян Арт и руководитель направления IPO-аналитики ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын поговорили о том, будут ли новые IPO на российских биржах и как правильно на них зарабатывать.
- Боюсь, что я до сих пор нахожусь в плену у собственных предрассудков по поводу IPO. Расскажите о плюсах и минусах первичного размещения?
- Я не стану так прямо отрицать, что миф об IPO существует, но это и не совсем миф, потому что у него есть определенные основания - за ним стоит статистика. И статистика эта идет даже не столько от участников рынка или от пропаганды брокеров или ребят, которые записывают видеоролики, эта информация идет в основном из академической среды. Исследователи, аспиранты, профессора публикуют статьи, 30лет спорят о феномене - откуда и почему существует underprice, удивительное явление, согласно которому все-таки получается, что в среднем IPO происходит с некоторой скидкой к справедливой цене компании.
Существует определенный, как бы гарантированный, выигрыш, если участвовать в IPO. Некоторые исследователи говорят, что по итогам оценки 100 размещений в одном году в среднем выигрыш составил 14%. Другой год показал 19%, потом поднимают китайскую старательно и говорят о 50%. А в ранее время, когда в Китае только-только начинались IPO, было и 100%. И, конечно, идея о том, что можно в какой-то степени выиграть с гарантии, она очень привлекает. Многие смотрят на фондовый рынок, мне кажется, как на депозиты - куда-то в банк, только с каким-то более высокими процентами, отчасти закрывая при этом глаза на риски и необходимость изучения. А IPO поступает в качестве философского камня, который приносит какой-то гарантированный процент, если в него правильно инвестировать. И если бы не какие-то заблуждения, мифы, и так далее, то тмеа не была бы такой массовой.
- Многие говорят, что даже не стоит обращать внимание на размещения, так как это надувательство так называемых "хомяков". IPO – это лишь попытка собственника или создателей выйти в кэш и это означает, что наоборот уже сам собственник некоего бизнеса уже в него не верит. Хочется возразить, что ничего хитрого в этом нет.
- Я бы сказал, что и здесь есть доля истины. Надо подумать о том, как смотрит предприниматель на IPO, как смотрят на него инвесторы. Предпринимателю фондовый рынок не то, что не друг, но у него нет сверхзадачи обогатить игроков фондовый рынок. У него есть задача развивать свою компанию, привлекая средства из разных источников. У венчурного инвестора задача выйти, как правило, есть всегда. Как только он становится крупным, у него возникают организационные процедуры, комиссии, уставы, сроки, а иногда фонды попросту надо закрывать, соответственно, надо продавать долю активов. Поэтому такие задачи, как выйти, у них действительно стоят. Мы практически не найдем компанию, если только она не китайская, которая выходила бы с оценкой в $2-3 млрд. Во многом это связано с тем, что венчурные инвесторы планируют свои результаты. Есть очень интересная теория. Она заключается в том, что после краха пузыря доткомов венчурные инвесторы выше и умнее - они теперь стараются избегать в каком смысле лобового столкновения, лобовой конкуренции. Они выбирают одного убийцу индустрии, и, если комьюнити более ли менее решило, что это именно та компании, они вкладываются в нее, пока та не достигнет того уровня, с какого сможет нанести серьёзную угрозу рынку.