Может ли вынесенный "Норильскому никелю" штраф оказать влияние на финансовое положение компании в 2021 году? Будет ли компания его оспаривать и добиваться его значительно уменьшения? Сможет ли компания выплачивать в рассрочку, а не сразу всю сумму? Отразится ли штраф на стоимости акций компании? Может быть конъюнктура для "Норникеля" настолько благоприятна, что он выплатит штраф без проблем и может получить прибыль? Может ли повлиять вынесенный штраф на акционерный конфликт в компании или его участники могут временно прекратить свои распри в связи с таким наказанием? Об этом в ходе онлайн-конференции Finam.ru "Металлургический сектор - с надеждой на восстановление спроса и дивиденды" рассуждали аналитики.
Алексей Калачев, аналитик отдела анализа акций ГК "ФИНАМ", сомневается, что у "Норникеля" остается шанс оспорить этот штраф - не зря же специально под этот случай спешно вносили изменения в Налоговый Кодекс, чтобы эта сумма ушла в федеральный бюджет, а не досталась региону. "Тем не менее, этот штраф не должен сильно повлиять на котировки акций "Норникеля". Эта вероятность уже была учтена рынком. Компания еще по итогам I полугодия 2020 создала резерв под эти расходы, на что ушла вся прибыль за этот период. Зато на результатах второго полугодия 2020 и результатах 2021 года эти выплаты уже не должны отразиться. Я бы не назвал разногласия между основными акционерами "Норникеля" "распрями". "Русал" заметересован продолжать получать хорошие дивиденды от "Норникеля". "Норникелю" давно необходимо увеличить инвестиции в обновление производства и природоохранные мероприятия. Можно сказать, что авария стала весомым аргументом в пользу увеличения инвестиционной программы, и Русал с этим согласился. Тем не менее, до истечения срока действующего акционерного соглашения дивидендная политика вряд ли изменится. А с 2022 года изменится почти наверняка", - уверен г-н Калачев.
Как отмечает Виталий Манжос, старший риск-менеджер "Алго Капитал", согласно последнему решению Арбитражного суда Красноярского края с дочерней компании "Норникеля" должно быть взыскано 146.2 млрд руб. Шансы на радикальное сокращение указанной суммы в ходе дальнейшего разбирательства невелики. Единственная реальная возможность у компании - это затянуть покрытие ущерба через процедуру апелляции.
При этом кэсперт отмечает, что это еще не все. "Парламент Красноярского края обеспокоен тем, что выплата крупного штрафа сократит поступления в региональный бюджет за счет недополученного налога на прибыль. Кроме того, уже шла речь о новых экологических претензиях со стороны региона. Если не вдаваться в подробности, то не исключены дополнительные крупные финансовые претензии к Норникелю в связи с этой нашумевшей историей. Надо понимать, что даже информационная шумиха на эту тему способна оказать давление на акции. Кроме того, иностранные инвесторы сейчас начали обращать внимание на экологичность предприятий", - полагает он.
Василий Сучков, аналитик ИК "Велес Капитал", напоминает, что резерв на выплату штрафа в размере 2,1 млрд долл. был отражен в финансовой отчетности за 1-е полугодие 2020 г. и привел к уменьшению EBITDA на соответствующую величину. "Таким образом, штраф уже оказал влияние на дивидендную базу 2020 г., и в 2021 г. EBITDA затронута не будет. На конец 2020 г. денежные средства на счетах компании превысят 5 млрд долл., поэтому даже единовременная выплата штрафа не станет для "Норникеля" проблемой. Котировки уже давно отыграли штраф, и мы считаем, что в 2021 г. ситуация вокруг аварии начнет постепенно забываться. Дополнительные претензии, о которых говорят власти Красноярского края, также не должны оказать заметного влияния на финансовые показатели компании. Акционерный конфликт, скорее всего, будет сконцентрирован вокруг новой дивидендной политики "Норникеля", а не штрафа. Переход на выплату дивидендов из FCF с 2022 г. позволит сдержать наращивание долговой нагрузки, однако будет невыгоден "Русалу", заинтересованному в высоких и стабильных дивидендах".