Cartel. Картель
Тайное соглашение между производителями об условиях взаимодействия на рынке с целью ограничения конкуренции между собой. Существуют разные виды картелей. Например, производители могут создать агенство по продаже, которое скупает всю произведенную ими продукцию по договорной цене и организует ее сбыт. Производители также могут заключить договор о фиксированных ценах на свою продукцию, подавляя таким образом ценовую конкуренцию, но при этом может сохраняться конкуренция за рынки сбыта. Существуют картели, которые не только фиксируют цены, но и ограничивают производство, устанавливая производственные квоты и регулируя производственные мощности. Картели обычно создаются для того, чтобы производители могли использовать свою власть на рынке с целью получения монопольной прибыли или для того, чтобы в периоды низкого спроса острая конкуренция не вынудила компании работать в убыток (так называемые «кризисные картели»). Решающим фактором успеха картеля является участие в нем всех основных производителей данной продукции и строгое соблюдение всех условий. Отказ от участия отдельных ключевых производителей или обман со стороны некоторых членов картеля наряду с возможным «переключением» покупателей на продукцию других фирм вполне может подорвать способность картеля контролировать цены. Во многих странах (например в США и Европе) деятельность картелей запрещена законом. См. Competition policy, Organization of petroleum-exporting countries.