InvestFuture

Цены на бензин выходят из под контроля. Как решить проблему?

Прочитали: 464

Оптовые цены на девяносто пятый бензин вновь обновляют рекорды этого года. Во вторник его стоимость на сырьевой бирже вплотную приблизилась к СЕМИДЕСЯТИ ПЯТИ тысячам рублей за тонну. Хотя еще в начале лета – он стоил аж на 30 процентов меньше. Причины такого резкого скачка мы уже с вами обсуждали, но давайте коротко повторим. Из-за плановых и неплановых ремонтов на крупных НПЗ, производство этого вида топлива отстает от прогнозов правительства. При этом запрет на экспорт бензина, который ввели в марте этого года, уже в МАЕ почему-то решили приостановить. Сначала на месяц, потом – еще на один. В итоге на внутреннем рынке его оказалось недостаточно. И как это всегда бывает – если чего-то мало, оно быстро начинает дорожать.
Причем быстрее всего растут цены именно на девяносто пятый бензин. Девяносто второй, конечно, тоже сильно подорожал в последнее время. Но менее ощутимо. Причин у этого несколько. Более качественное топливо – естественно, сложнее производить. И в условиях санкций и периодических атак на НПЗ, восстанавливать и наращивать его выпуск дольше и дороже.
Вторая причина вообще банальна. На девяносто пятый бензин просто выше спрос. Наш автомобильный рынок наводнили китайские машины, преимущественно, новые. И вполне себе современные. А потому – требуют заправлять себя только качественным, высокооктановым топливом. При этом, если верить Российскому топливному союзу, доля девяносто пятого бензина в производстве ниже, чем у девяноста второго. Тогда как в потреблении она, наоборот, – гораздо выше. Отсюда и высокий спрос.
Еще бОльшей остроты этому вопросу придает тот факт, что ситуация на топливном рынке уже напрямую отражается на кошельках розничных покупателей. О росте цен на заправках трубят во многих регионах России. Начиная с Москвы, где бензин активно дорожает, начиная с мая. Сейчас литр девяносто пятого там стоит больше пятидесяти девяти рублей. Также на рост цен пожаловались в Иркутской, Рязанской, Новосибирской и Омской областях, а еще — в Татарстане и Башкирии. И я думаю, что на самом деле этот список еще длиннее. Везде говорят, что стоимость топлива подлетает не разово, а стабильно, каждую неделю. И прибавляет то по десять копеек, а то и сразу по рублю. Повторюсь – каждые семь дней!
В правительстве проблему точно видят. Запрет на экспорт бензина вновь должен заработать с начала августа. И продлиться до конца лета. Но вице-премьер Александр Новак буквально на днях поручил проработать новое эмбарго на вывоз этого вида топлива. Причем, срочно, чтобы ввести его уже в сентябре. С одной стороны – решение правильное. Но вопрос в другом. Цены уже круто разогнались. Сможет ли простое ограничение экспорта повернуть их вспять? Или это просто чуть-чуть притормозит рост?

Наиболее логичное решение, на  наш взгляд, предложил Российский топливный союз. Там призвали нарастить производство АИ-95. Потому что именно на него спрос растет по естественным причинам. Тогда как НПЗ по привычке больше производят девяноста второй. То есть все гениальное просто. Нужно подогнать предложение под запросы рынка. Плюс – Ассоциация товарных брокеров предлагает ввести нормативы продаж по конкретным сортам бензина. В частности – по девяносто пятому.
Есть и более радикальные предложения. Например, в Красноярском крае депутат Заксобрания вообще обратился в антимонопольную службу с жалобой на ситуацию с ценами на местных АЗС. А в Госдуме предложили в принципе ограничить рост цен на девяносто второй и девяносто пятый бензин ЗАКОНОДАТЕЛЬНО. Хотя мне кажется, на практике такое вряд ли возможно.
Хотя, может быть у вас другое мнение? Как по-вашему, ситуацию могут спасти только жесткие запреты на повышение цен? Или лучше решать проблему помягче, чтобы не навредить бизнесу оптовиков и не создать дисбаланс в будущем? Давайте подискутируем в комментариях.

Оцените материал:
(оценок: 45, среднее: 4.64 из 5)
InvestFuture logo
Цены на бензин выходят

Поделитесь с друзьями: