В России могут ввести 6-дневную рабочую неделю. Но не спешите менять планы на ближайшую субботу: пока это только предложение, которое Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма "Аванти" направила главе Минтруда Антону Котякову.
По мнению "Аванти", шестидневка повысит прочность экономики в условиях санкций. Правда ли это поможет? Давайте посмотрим, как это инструмент работал в прошлом и что думают специалисты.
Слушайте полную версию в BRIF
Как было в Российской Империи?
До конца 19-го века длину рабочей недели в России определяли владельцы фабрик и пароходов. Продолжительность смены целиком зависела от воли "барина": 12, 16, 18 часов. Работали чаще всего вообще без выходных, и шестидневка была за счастье.
Правда, закон конца 19-го века ограничил трудовой день в Российской Империи для мужчин 11,5 часами, а по субботам — десятью. Женщины и дети больше 10 часов трудиться не могли. В воскресенья и праздники можно было не работать.
Дикость? Насилие? Но нашей с вами привычной 5-дневке всего 56 лет от роду.
Что в СССР?
Октябрьская революция принесла нашему народу счастье восьмичасового рабочего дня — но с той же шестидневкой. С 1929 года рабочий день сократили еще на час, но взамен придумали сложную систему: 4 дня работаешь — один отдыхаешь. Итого в году было всего 73 выходных, тогда как сейчас 104 + праздники. Их тогда тоже было 14 дней, как и у нас. Более того: всё население поделили на пять групп, у каждой был свой трудовой график. В итоге заводы работали каждый день.
Только было сложновато, так что пришлось даже выпустить специальный календарь – он назывался "Табель-календарь непрерывка". С ним люди не путались – у каждой из пяти групп был свой цвет. Например, если ты "зелёный", то этим цветом в календаре отмечены твои выходные. Даже в рамках семьи они не совпадали, и тогда можно было писать заявление: “Прошу перевести меня из фиолетовых в зелёные”.
С воскресеньем, которое ранее и так было единственным выходным, активно боролись. Например, вот отрывок из стихотворения “Конец воскресенью”, оно было опубликовано в детском журнале “Затейник” в 1930 году, почти сто лет назад.
"Напишут историки лет через сто
Копаясь под музейною сенью,
Что БЫЛ на заводах еженедельный простой,
Так называемое воскресенье.
Когда скучали без дела станки
И утром гудки не выли,
Когда по стране, куда глаз не кинь,
Одни пивные открыты были.
И скажет историк: понять не могу,
Как такая ерунда завелася,
Такой нелепый всеобщий прогул
Всего рабочего класса.
Когда Союзу Республик на беду,
Мешая хозяйство быстрее поднять
Пропадало совсем без пользы в году
52 рабочих дня!"
В годы ВОВ работали по 8 часов, 7 дней в неделю: "всё для фронта, всё для победы". Но это официально. Добровольно-принудительно можно было брать и сверхурочные часы — и мало кто от них отказывался. Так что на работе практически жили.
Ну а пятидневку с 8-часовым рабочим днем, как мы ее знаем, ввели только в 1967 году.
Кстати, решения о сокращении рабочего времени обычно принимались под давлением рабочего движения, после бунтов и забастовок. Но иногда и власть проявляла инициативу – при Сталине, например, сокращение рабочей недели провели, чтобы дать людям возможности для саморазвития и повысить их продуктивность.
Ну а увеличивалась рабочая неделя, только когда стране было надо мобилизовать ресурсы для преодоления сложных времён.
Кстати, заметим: в "стране рабочих" существовало очень мягкое трудовое законодательство, кое-где было намного хуже.
Что плохого в 6-дневке?
Итак, ничего нового "Аванти" не предлагает. По их мнению, 6-дневка даст нам "технологический рывок". Вот только у нее много минусов.
Пьянству — бой
Во-первых, увеличение рабочей недели негативно скажется на здоровье людей, привыкших к определённому ритму жизни, говорят врачи. Резкое лишение выходного вызовет стресс, который снизит работоспособность. На её восстановление могут уйти годы, так что говорить о технологическом прорыве не приходится.
Кроме того, судя по исследованиям финского Института гигиены труда в Хельсинки, увеличение времени на рабочем месте ведёт к повышению риска стать алкоголиком: хочется снять стресс от переработок. Склонность к алкоголю появляется после превышения нормы рабочего времени на 15%, то есть от 46 часов в неделю.
Любопытно: у тех, кто работает больше 55 часов в неделю, риск стать алкоголиком снижается. Как правило, это "добровольцы", которые всем довольным. Например, владельцы бизнесов, отчаянные карьеристы или трудоголики, которые "топят в работе" свои психические проблемы.
Кстати, в том же стихотворении “Конец воскресенью” подмечается, что при шестидневке люди действительно много пили:
"Утром молился, вечером пил —
Как нелепо день воскресенья тянется!
Любили воскресенья попы
И прогульщики пьяницы.
Но пришел конец мутной хмари,
Старье за живое задели,
По старинному, по тухлому быту ударив
Непрерывной рабочей неделей".
При этом некоторые депутаты отмечают, что в стране уже есть предприятия непрерывного цикла, так что дополнительных нововведений не нужно. Например, в сельском хозяйстве люди и так работают ежедневно с весны до осени. Но это регулируется личными договорённостями руководства с людьми: одни понимают, что уход за посевами нужен каждый день, другие готовы к переработкам за дополнительные деньги.
И ко всему прочему, есть исследования, что 4-дневка позитивнее влияет на производительность, чем даже пятидневка. Не логичнее ли логичнее двигаться в сторону сокращения рабочего времени?
Хватит ли всем рабочих мест?
Мы живем в эру, когда еду развозят роботы, а документы печатают принтеры. Как трудоустроить всех на 6-дневку — это вопрос. Что будем делать в дополнительный день? Скорее всего, он станет лишь имитацией полезной деятельности, так что вырастет только нагрузка на фонды оплаты труда.
Кстати, проблема была даже в СССР: в дни выходных работника, чтобы его станок не простаивал, на нём работал кто-то из так называемых "скользящих сотрудников", у которых не было постоянного рабочего места. Ну а "непрерывка" привела к тому, что ни у какого оборудования не стало конкретного хозяина. В итоге о станках попросту перестали заботиться, и начались постоянные поломки и простои. На трикотажной фабрике "Красное знамя" в Ленинграде после введения непрерывки “производительность трикотажных машин упала на 14,5%, а чулочных — даже на 21%. Поломки машин участились. В итоге вместо увеличения выпуска продукции фабрики на 13% (по плану) получилось уменьшение на 3,5%".
При этом сегодня большинство работает "головой", а без отдыха тут будет низкая продуктивность. Так что платить придётся за 48 рабочих часов, а получать даже меньше отдачи, чем при 40 прежних.
Кто не отдыхает, то не развивается?
И это тоже верно. В единственный выходной скорее захочется выспаться или напиться, в крайнем случае пойти на дискотеку, чем что-то изучать. Хотя и дискотека под вопросом, ведь за неделю накопятся дела: уход за бабушкой, оплата налогов, коммуналки, заготовка грибов на зиму.
Так будет ли у нас 6-дневка?
Пока не очень похоже. Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб уже назвала инициативу "глупой, непродуманной и наносящей вред имиджу страны". С ней согласны и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там заявили: “40 часов — научно обоснованная норма, её увеличение приведёт к снижению производительности труда, ухудшит здоровье работников и в целом нанесёт экономике серьёзный ущерб”.
Поэтому, скорее всего, переход на 6-дневку "несколько задержится", как и на 4-дневку. Что ж, будем радоваться тем 40 часам, что у нас есть.