"Лжецы, мошенники, негодяи, аферисты!" Эта цитата известного российского политика прекрасно характеризует многих известных стартаперов. Сколько денег они сумели выручить на продаже воздуха — уму непостижимо!
Полную версию слушайте на BRIF:
"Обещанного три года ждут", но в мире венчурных инвестиций бывает и дольше, причем в итоге есть риск ничего не получить. А откуда бы, если проект, в который вы вложились — очередная "липа", идея изначально нереализуемая, а деньги инвесторов были спущены на вечеринки и стриптизёрш?
Давайте посмотрим, как стартаперы-разводилы наживаются на рисковых инвесторах.
Juicero — "сокомашина"
Наверное, каждый в детстве баловался "изобретательством". Почему бы не придумать, например, вилку, которая будет стрелять в продукты на расстоянии? Выстрелил через весь стол — притянул к себе колбасу... Вот и стартап Juicero из той же оперы: представляем вам капсульную кофемашину, которая вместо кофе готовит сок. Загружаешь пакетик фруктов — через минуту всё готово. Машина стоила $700. А вот затраты на ее разработку — $120 млн.
Все бы хорошо, только сок из этих "фруктовых пакетиков" можно выжать... и руками, причем никакой разницы вы не заметите. После того, как это удалось выяснить, стартап загнулся.
Хотя, заметьте, тут никого особо даже не обманули — просто разработали ерунду.
Симулятор игры о жизни муравьев
Разработчики игры собрали $4 000. На этом все, про муравьев вы больше ничего не услышите: деньги спустили как раз-таки на стриптизерш.
Crystal Wash 2.0 — "умные шары" для стирки
Любители "заряженной воды", в очередь! Эти керамические сферы во время стирки якобы выделяют пероксид водорода, который "расщепляет кластеры молекул воды во время трения о нее шаров". Поэтому стиральный порошок не нужен, бельё отстирывается быстрее и долго остаётся чистым. А те, кто его носит, наверное, ещё и регенерировать могут.
Так или иначе, шары оказались действительно умными по сравнению с теми, кто вложил в них деньги — привлечено было $268 тысяч инвестиций. И это несмотря на то, что давно известно: чтобы повысить эффективность стирки, одной водой не обойтись, нужна химия.
Очки с камерой и микрофоном
Компания ZionEyez планировала выпустить недорогие солнцезащитные очки, в которые встроены камера и микрофон. Ходи себе летом и снимай всё вокруг (правда, это не совсем законно). Внутри карта памяти на восемь гигов. Также можно отправить видео в облако по вайфай или передать другу по блютуз. Обещали даже возможность стримить на YouTube. Но в итоге собранные $350 тысяч долларов просто испарились, а очков так никто и не увидел.
Грузовик Nikola One
Он должен был ездить на водороде. Ученые, правда, отнеслись к идеи со скепсисом — но не инвесторы! Только за первый раунд сбора средств привлекли $70 млн, а со временем компания вышла на биржу и дорастила капитализацию аж до 20 млрд.
Несколько лет все было шикарно, но потом компанию поймали на лжи. Оказалось, что прототипы грузовика работали на обычном газе. В итоге основатель подал в отставку, акции рухнули. Хотя какие-то разработки все еще продолжаются. Не хотите вложиться?
Мотоциклетный шлем Skully AR-1
Этот умный гаджет должен прямо на внутренней стороне ветрозащитного стекла показывать водителю изображение с камеры заднего вида, прогноз погоды, новости и карту с пробками. Братья-основатели собрали $2,5 млн, но спустя год объявили о банкротстве. По словам бухгалтера этого стартапа, братья тратили все деньги на вечеринки, Ламборгини, путешествия на Бермуды и Багамы. А её просили скрывать растраты, корректируя отчётность.
Однако эта история закончилась не так плохо: разработки братьев выкупили, шлем довели до ума и даже выпустили в продажу, а всем ранним инвесторам отправили по экземпляру.
Бытовая химия "Честность"
Актриса Джессика Альба предложила экологичные альтернативы обычной бытовой химии. Но 6 лет успеха закончились крупным провалом: независимая лаборатория показала, что содержимое упаковок отличается от указанного на этикетке. Экологией и не пахнет. Написано, что в состав входит "дыхание фей", а на деле — все те же отдушки и кислоты.
Собрать удалось $500 млн, а на урегулирование иска потратили $7 млн: в плюсе.
Веганский майонез без лактозы
Это разработка компании Hampton Creek. Собрав $250 млн, майонез и правда произвели, но вот беда: его никто не покупал. Тогда компания наняла покупателей, которые ходили и брали десятки банок этого майонеза каждый день. Другие сотрудники обзванивали супермаркеты и спрашивали, нет ли в продаже восхитительного безлактозного майонеза именно этой марки. Забавно, что и то, и другое — уголовно не наказуемо. Так что бизнес живет до сих пор.
Платежная система Mozido
Бизнесмен Майкл Либерти собрал $314 млн на разработку приложения, которое позволяет переводить деньги без банковских комиссий. Счет открывать не надо, просто заводишь деньги в приложение и вперед. Всё бы хорошо, но переводы шли только в одном направлении: от инвесторов к Либерти. Деньги он потратил на дизайн интерьеров и алименты бывшей, за что и сел на полтора года.
Платформа для потокового видео
Ещё один любитель вечеринок — Дэвид Ким Стэнли. В 1999 году он привлёк $30 млн на разработку платформы и на волне успеха закатил вечеринку в Лас-Вегасе с мировыми звёздами. Событие транслировала сама эта платформа — вот только работала она так плохо, что все смотрели репортаж через сторонние приложения. Эта неудача заставила инвесторов мыслить скептически, в итоге вскрылись новые свидетельства обмана, и стартапер тоже оказался в тюрьме.
Платформа Frank
Ее суть — помощь студентам, которые хотят разобраться с финансовыми трудностями. Интересно, что платформу выкупили топ-менеджеры банка JPMorgan. Основательница сервиса Чарли Джавис привлекла $175 млн долларов от банка. Но позже выяснилось, что её сервис — "липа": она специально создала перед продажей десятки тысяч реалистичных аккаунтов с высокой сетевой активностью. Дело тоже идет к тюрьме.
Сейчас, во время экономического кризиса, особенно важно думать, кому давать деньги. Многие инвесторы требуют полной отчетности, а в случае чего готовы обратиться в суд. Сегодня уже не "тучные времена", когда потери пары миллионов можно было не заметить. Поэтому лучше как следует думать, чтобы вкладываться не в мечту, а в готовые продукты и работающие производства.