Think like a freak
Steven Levitt & Stephen Dubner
Почему люди с топовым образованием в поиске ответов на рядовые вопросы уступают 8-летним детям? Связаны ли спады и подъемы экономики с уровнем преступности? Зачем работорговцы слизывали пот со лба рабов сотни лет назад? И почему нет ничего зазорного в том, чтобы думать, как фрик? “Фрикомыслие” Левитта и Дабнера - в новогоднем выпуске книжной рубрики на канале InvestFuture :)
Стивен Левитт - доктор философии по экономике со степенью Массачусетского технологического института, заслуженный профессор Чикагского университета, автор и соавтор научно-популярных книг.
Стивен Дабнер - американский журналист, писатель, подкаст- и радиоведущий. Дабнер является признанным современным автором, занимается активной публичной деятельностью и регулярно издается в передовых американских издательствах. Является обладателем магистерской степени Колумбийского Университета.
“Фрикомыслие” - это легкая, тоненькая и увлекательная книга, написанная невероятно простым языком для максимально широкой аудитории. Как раз то, что идеально подойдет для чтения в дни критической разгрузки мозга, то есть в праздники :)
“Фрикомыслие” - бестселлер по версии The New York Times. Это третья - после “Фрикономики” и “Суперфрикономики” - совместная работа Левитта и Дабнера в цикле “Фрикономика”. Она написана спустя почти 10 лет после выхода первой книги цикла. И именно Фрикомыслие считается самой революционной работой авторов. С их фирменной смесью захватывающего повествования и нетрадиционного анализа, Левитт и Дабнер вводят нас в свой мыслительный процесс и учат думать немного более продуктивно, более творчески, более рационально. Именно такой процесс мышления они вкладывают в понятие “думать как фрик”. В основу этой книги во многом заложен тот же набор идей, что был характерен для первых двух работ авторов:
- “Побудительные мотивы - краеугольный камень современной жизни”;
- “Знание о том, что нужно посчитать и как это можно сделать, упрощает картину мира”;
- “Общепринятая точка зрения часто ошибочна”;
- “Взаимосвязь и причинно-следственная связь - не одно и то же”.
Но есть существенное отличие. В первых двух книгах Левитт и Дабнер просто использовали цифры статистики и не давали никаких рекомендаций. Берясь за “Фрикомыслие” они решили, что пора начать давать советы. Книга предлагает план совершенно нового способа решения проблем, независимо от того, интересуетесь ли вы мелкими лайфхаками или крупными глобальными реформами.
При этом Левитт и Дабнер подчеркивают, что книга не является пособием “помоги себе сам”. А советы, которые они дают, равно как и сам скилл фрикомыслия, могут скорее усугубить трудности, чем избавить от них. Потому что “Фрикомыслие” - это яркое, “неправильное”, но результативное мышление. Думать как фрик - значит видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким его воспринимает большая часть человечества. Фрикомыслие помогает задавать правильные вопросы обо всем и придумывать собственные ответы.
Вся книга - набор историй. О чемпионе по поеданию хот-догов, о поисках причин язвенной болезни, о человеке, желавшем доступности пластических операций даже для самых бедных детей. Конечно, есть миллионы способов рассказать одну и ту же историю. Может быть разным баланс между собственно повествованием и приводимым данными. Может отличаться тон и ритм рассказа, можно изменить манеру и порядок изложения. Авторы рассказывают свои истории, делая акцент на подходе и стиле мышления их героев. Левитт и Дабнер уверены, что каждый из них вел себя как фрик, потому что смотрел на проблему под совершенно другим углом, нежели это было принято до того.
Вот некоторые шаги, которые могут помочь думать как фрик:
* Уберите свой моральный компас. Достаточно трудно ясно увидеть проблему, если вы уже решили, что с ней делать, основываясь на общепринятых стереотипах и подходах к решению подобных проблем.
* Научитесь говорить три самых сложных слова в любом языке - “я не знаю". До тех пор, пока вы не перестанете изображать из себя всезнайку и не признаете то, чего еще не знаете, практически невозможно узнать то, что вам нужно.
В книге приводится пример Общества стипендиатов Гарвардского университета. На заседаниях общества одним из важнейших элементов ужина является вино. Все были убеждены, что дорогие вина в среднем намного лучше дешевых. Тогда один из младших членов общества решил устроить дегустацию, разлив вино из трех бутылок (две дорогие и одну дешевую) в четыре декантера. Два из декантеров были наполнены одним и тем же дорогим вином. Дегустировали все это дело старшие члены общества. Напомню, они слыли известными знатоками вин! Каков результат?) В среднем все декантеры получили близкие оценки, а максимально различались оценки первого и четвертого декантеров, в которых было одно и то же вино!
Результаты не получили всеобщего одобрения, а старшие члены общества начали ссылаться на насморк, плохое освещение и прочие причины, не позволившие им сделать верные выводы. Намного проще было просто сказать “я не знаю”, но это ведь удар по репутации ;)
* Думайте как ребенок. Так вы будете придумывать лучшие идеи и задавать лучшие вопросы. У большинства людей нет времени и желания разбираться в сути значительных и сложных проблем. Люди склонны прислушиваться к тому, что говорят другие. Если их мнение близко к тому, как относится к проблеме человек, оно становится основой восприятия проблемы. Как это коррелирует с новичками фондового рынка, прокатившимися на советах “аналитиков” во время “бычьего” тренда, не находите?
Авторы рекомендуют придерживаться следующих реперных точек:
Во-первых, к какой бы проблеме вы ни подступались, убедитесь, что решаете не только самую заметную и громкую ее часть, которая привлекла ваше внимание.
Во-вторых, не стоит зацикливаться на устоявшихся нормах. Они могли стать общепринятыми просто из-за авторитета основателей. Даже если те сильно ошибались.
В-третьих, помните, что, пусть решение проблемы и непростое занятие, оно станет еще труднее, если вы будете априори думать, что не можете ее решить.
* Зрите в корень. Думать как фрик означает, что нужно приложить все усилия, чтобы выяснить истинную причину проблемы, и только потом решать ее.
В книге приведен пример известной проблемы нищеты и голода. Самый распространенный ответ о причинах этих бед - отсутствие денег и еды. Но на самом деле бедность - лишь симптом, тогда как настоящая причина - отсутствие работоспособной экономики, в основе которой прочные политические, юридические и общественные институты. Поэтому международные программы поставок огромного количества денег и продуктов туда, где люди живут бедно и голодают, проваливаются.
В странах, где политика и экономика служат удовлетворению потребностей лишь коррумпированного руководства, а не всех граждан, продукты и деньги просто не доходят до тех, кому они больше всего нужны. Мы уже разбирали книгу, в которой детально рассматривались подобные причины - “Почему богатые страны богатеют, а бедные остаются бедными”. Посмотрите, если еще не видели.
* Научитесь убеждать людей, которые не хотят, чтобы их убедили. Быть правым редко бывает достаточно, чтобы выстоять. Вам следует заранее уяснить, что убеждение - крайне трудная задача. И уразуметь, почему она такая трудная. Также следует всегда держать в уме, что ваши доводы - это всего лишь ваше восприятие проблемы. Ваши аргументы могут быть фантастически достоверными, но если они не заденут собеседника за живое, вы не сдвинетесь с места.
Кроме того, вам следует в споре признавать, что ваши доводы не безупречны, а также - что доводы оппонента весьма значимы, не сбиваясь при этом на оскорбления. Если ваш оппонент увидит, что его аргументы игнорируются, он вообще потеряет желание иметь с вами дело, и вы просто будете орать друг на друга.
Ну и, пожалуй, самое важное - научитесь рассказывать истории. Если вы действительно стремитесь убедить человека, который не хочет, чтобы его убеждали, вам нужно рассказать ему историю. Чтобы убедиться в действенности этого постулата, задумайтесь, какую часть самой известной на планете книги - Библии - помнят очень многие? Это точно не заповеди. Это истории. Об Адаме и Еве, о Царе Давиде, и тд, и тп.
Завершают свою книгу авторы одним из важнейших, по их же признанию, компонентом фрикомыслия: своим отношением к отступлению.
“Никогда не сдавайтесь! Никогда не уступайте! Никогда, никогда, никогда - ни в чем: ни в великом, ни в ничтожном, ни в большом, ни в малом”. Это знаменитые слова Уинстона Черчилля, которые он произнес в школе-интернате для мальчиков. Он пытался вдохновить их сесть за учебу в самый разгар Второй мировой войны. Это слова, которые переведены на большее количество языков, чем любой мировой бестселлер, и которые давно принято считать догмой. Сдаться - значит показать себя трусом, бесхарактерным человеком. Признать себя слабаком. Конечно же, авторы призывают, как минимум, подвергнуть такой подход скепсису. И вот почему.
Во-первых, сам Черчилль, несмотря на свой совет ученикам, был одним из наиболее знаменитых “дезертиров” в истории. Вскоре после прихода в политику он сменил партию, а позже вообще ушел из правительства. Вернувшись, он еще раз менял партийную принадлежность. А когда не уходил сам, от него избавлялись. Возможно, длинная череда отступлений помогла Черчиллю приобрести стойкость, чтобы сражаться до победного конца, когда это оказалось по-настоящему необходимо. Даже в самое трудное время он не шел ни на какие уступки Гитлеру. К тому времени он ясно понимал, от чего можно отступиться, а от чего - нет.
Во-вторых, авторы призывают взять за основу следующий посыл: вы не сможете решить завтрашние проблемы, если не бросите заниматься ерундой сегодня. Даже если вы уже посвятили некоторое время какому-то делу, но отчетливо понимаете, что все идет не так, как хотелось бы, просто оставьте это дело. Левитт и Дабнер приводят красноречивый пример из личной практики: 9 из 10 их фрикоисследований были заброшены по ходу пьесы. Авторы либо понимали, что есть задачи важнее, либо признавались сами себе, что недостаточно компетентны в исследуемом вопросе, и лучше переключиться на что-то другое, чем попытаться разобраться в этом.
Если после всего сказанного вас все еще пугает мысль об отступлении, Левитт и Дабнер призывают подумать об этом как об освобождении. Освобождении от общепринятой точки зрения, которая мучает нас. От искусственных ограничений, которые нас сдерживают. И от страха признать, что мы в чем-то несведущи. Освобождении от привычек нашего ума, который подсказывает нам выбрать максимально разумное, рациональное и общепринятое решение, хотя статистически гораздо больше шансов победить, если поступить иррационально.
The bottom line
В современном мире выигрывает уже не тот, кто быстрее всех бежит или усерднее других работает. Побеждает тот, кто первым найдет нетривиальное решение какой-нибудь проблемы: жизненной или деловой. Эта книга - настоящая энциклопедия необычных решений. Она обязательно настроит ваше мышление на новый, более продуктивный лад. К прочтению однозначно рекомендуется :)