InvestFuture

Почему МВФ не верит в экономику Кавказа?

Прочитали: 29

Темпы экономического роста в странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) снизятся с 6,6% в 2013 г. до 5,5% в 2014-2015 гг. Это связано с замедлением роста в России, отмечает МВФ в своем последнем региональном прогнозе, опубликованном 4 ноября.

В своем прогнозе "Перспективы развития региональной экономики в странах Ближнего Востока и Центральной Азии" МВФ отмечает, что отчасти такое снижение роста связано с тесными связями региона со своим соседом, переживающим экономические трудности.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в последнее время, оказала значительное влияние на перспективы роста в странах Кавказа и Центральной Азии через различные каналы, в основном через торговлю и денежные переводы.

Кроме того, негативное влияние могло оказать и то, что другие торговые партнеры, такие как Китай и страны Европы, переживают длительный период замедления экономического роста, отмечается в докладе.

"Снижение темпов роста в регионе КЦА связано с замедлением экономического роста и увеличением геополитических рисков в России наряду с ослаблением внутреннего спроса в ряде стран в результате ужесточения налогово-бюджетной политики и отсутствия роста добычи нефти в нескольких странах", — сообщил журналистам заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Юха Кяхконен в г. Алматы, Казахстан.

Страны-экспортеры нефти Согласно прогнозу МВФ ожидается, что рост в странах-экспортерах нефти, таких как Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, снизится до 5,6% в текущем году по сравнению с 6,8% в 2013 г.

Эти страны в меньшей степени подвержены негативному влиянию замедления роста в России благодаря диверсифицированным экспортным рынкам и высоким ценам на нефть последних лет, что позволило им накопить бюджетные резервы.

Однако МВФ отмечает, что рост ненефтяного сектора в странах-экспортерах нефти снизится приблизительно на 1 процентный пункт из-за целого ряда факторов, таких как замедление потребительского кредитования, повышенная осторожность инвесторов и увеличение геополитических рисков, связанных с конфликтом между Россией и Украиной.

Кроме того, недавнее снижение цен на нефть повышает неопределенность прогнозов, заявил Кяхконен. Экспортеры нефти в регионе уязвимы по отношению к затяжному периоду низких цен на нефть.

Темпы роста в этих странах могут еще больше замедлиться, в случае если снизятся доходы с продажи нефти, тогда как профициты бюджетов и профициты по внешним операциям уменьшатся, если правительства не примут соответствующих мер политики.

Ослабление внешнего спроса, особенно со стороны России, оказывает давление на сальдо счета текущих операций, при этом положительные сальдо стран-экспортеров нефти на Кавказе и в Центральной Азии значительно уменьшаются.

Бюджетные профициты демонстрируют сходную убывающую тенденцию, ожидается снижение до 2,1% ВВП в текущем году и до 1,4% в 2015 г. по сравнению с 3,4% в 2013 г.

Тем не менее ожидается рост уровня инфляции в этих странах, несмотря на более вялые темпы экономического роста.

Инфляция в странах-экспортерах нефти в этом году немного повысится: с 6,3% в 2013 г. до 6,5%. В основном это связано с недавним ослаблением национальных валют в некоторых странах.

Сокращение торговли и уменьшение денежных переводов Согласно прогнозам МВФ темпы роста в странах-импортерах нефти (Армении, Грузии, Кыргызской Республике и Таджикистане) снизятся в этом году на целый процентный пункт до 4,6% ВВП.

Так как эти страны имеют тесные связи с Россией через торговлю и денежные переводы, а также ограниченные бюджетные резервы, они испытают большее негативное влияние замедления роста в России, чем страны–экспортеры нефти.

В частности, снижение поступающих из России денежных переводов приведет в 2014?2015 гг. к увеличению дефицита по счету текущих операций до уровня свыше 8% ВВП по сравнению с 7% ВВП в 2013 г. Это не касается Армении, где потоки переводов остаются устойчивыми.

Кроме того, в этом году могут вырасти бюджетные дефициты. Вместе с тем, в таких странах, как Армения и Грузия, приостановка бюджетной консолидации, направленная на то, чтобы дать возможность экономике набрать обороты, является оправданной, отмечается в докладе МВФ.

Возвращение к постепенной консолидации в среднесрочной перспективе будет необходимо для наращивания буферных резервов и перевода государственного долга на убывающую траекторию, считают в МВФ.

Инфляция является проблемой в странах–импортерах нефти Кавказа и Центральной Азии, а также для остальных стран региона. Согласно прогнозу МВФ ее уровень вырастет в 2014?2015 гг. примерно до 5% ВВП по сравнению с 3,6% в 2013 г.

Такое ускорение инфляции частично объясняется давлением на валюты Кыргызской Республики и Таджикистана в связи с ослаблением курса российского рубля и повышением внутренних цен на продовольствие.

Кяхконен также отметил, что недавнее снижение цен на нефть окажет значительное влияние на страны–импортеры нефти КЦА, хотя конкретные масштабы воздействия еще неизвестны.

Этим странам будет благоприятствовать снижение затрат на импорт нефти, но в то же время они особенно уязвимы в отношении негативных вторичных эффектов из России, экономика которой в большой мере зависит от нефти.

Необходимость новой экономической модели Также в отчете МВФ отмечается, что неравенство в странах Кавказа и Центральной Азии остается на высоком уровне, равно как безработица и эмиграция среди молодежи. Кроме того, в докладе МВФ отмечается, что рост региона в прошлом в основном обеспечивался нестабильными источниками, такими как экспорт биржевых товаров и потоки денежных переводов.

Для преодоления долговременных препятствий для устойчивого и всеобъемлющего экономического роста необходимы структурные реформы в нескольких областях.

Для того чтобы эти страны смогли перейти к более справедливой и более жизнеспособной модели развития, МВФ рекомендует директивным органам региона уделять первоочередное внимание следующим вопросам:

• проведение смелых структурных реформ для развития талантов работников, повышения конкурентоспособности и создания среды для экономического роста, при котором ведущую роль играет частный сектор;

• содействие всеобъемлющему росту благодаря улучшению доступа к финансированию для малых и средних предприятий и созданию более глубокой и стабильной финансовой системы;

• создание разнообразного и динамичного, не связанного с нефтью сектора внешнеторговых товаров для диверсификации экономики стран региона и уменьшения их зависимости от нефти и газа;

• осуществление на широкой основе сбалансированной торговой интеграции как на региональном, так и на многостороннем уровнях.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Почему МВФ не верит в

Поделитесь с друзьями: