InvestFuture

Продуктовые сети в РФ будут бороться за выживание

Прочитали: 40

Крупнейшие продуктовые сети - "Магнит", X5 Retail Group и O’Key Group – пока без потерь переживают продовольственные санкции за счет роста цен и расширения ассортимента, отмечается в обзоре Fitch Ratings. Лидеры рынка продолжат расти, а мелкие сети в 2015 г. ожидают проблемы.

По итогам анализа результатов работы пяти крупнейших российских продуктовых розничных сетей за III квартал 2014 г. эксперты Fitch Ratings отмечают, что этот сектор продолжает демонстрировать сильные темпы роста сопоставимых продаж (like-for like), несмотря на продуктовые санкции, введенные в августе против ЕС, США и ряда других стран.

Большинство российских продуктовых ритейлеров, которых проанализировало Fitch, сумели адаптироваться к продуктовым санкциям, заместив запрещенные импортные товары продуктами из других стран, при этом ассортимент продуктов питания на прилавках сильно не изменился.

Рост цен на ряд продуктов питания (некоторые виды рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей) в результате запрета на импорт продовольственных товаров, скорее всего, вынудит покупателей искать более дешевые аналогии и, возможно, приведет к более низким продажам товаров не первой необходимости.

Эти тенденции также, вероятно, как прогнозирует Fitch, будут подкрепляться общим сдержанным настроением потребителей в России. Тем не менее продолжение снижения курса рубля (-30% за последние 12 месяцев относительно доллара США) и повышение темпов инфляции должны поддерживать рост среднего чека в среднесрочной перспективе и, как следствие, рост сопоставимой выручки.

На основании финансовых результатов за 9 месяцев 2014 г. у трех крупнейших российских публичных продуктовых ритейлеров ("Магнита", X5 Retail Group и O’Key Group) показатели операционной маржи пока также не пострадали, так как компании сумели переложить возросшие издержки по некоторым видам продуктов на потребителей без существенных изменений ассортимента продуктов.

Крупные сети имеют большой запас прочности

"Мы ожидаем, что в 2015 г. операционная среда для розничных сетей станет более сложной. Девальвация рубля и повышение темпов инфляции в стране в полной мере скажутся на базе затрат в следующем году, в частности на аренде, транспортных расходах и расходах на персонал. Кроме того, мы ожидаем, что для защиты потока покупателей, которые становятся более чувствительными к цене в свете роста инфляции, многие розничные сети будут вынуждены пойти на дополнительные инвестиции в цену, - сообщается в обзоре Fitch. - У крупнейших игроков этого рынка, имеющих сильные позиции в переговорах с поставщиками, будет больше возможностей, чтобы выдержать давление на прибыльность по сравнению с менее крупными компаниями, которые по-прежнему контролируют большую долю продуктового ритейла в России".

По данным Росстата, в настоящее время продуктовые розничные сети покрывают лишь 22% всего розничного рынка в стране и 26% сегмента пищевых продуктов и табачных изделий.

Fitch ожидает, что ритейлеры, работающие в формате "магазин у дома", и дискаунтеры останутся в большей степени защищенными от ухудшения настроения потребителей, так как потребители будут искать более дешевые предложения или сокращать свои затраты на продукты за счет более частых покупок рядом с домом, вместо того чтобы ездить в большие магазины.

По прогнозам Fitch, розничные сети продолжат увеличивать свои доли рынка за счет вытеснения традиционных несетевых магазинов и рынков. Рост суммарной чистой выручки пяти крупнейших продуктовых ритейлеров за 9 мес. 2014 г. составил 24% относительно аналогичного периода предыдущего года при росте лишь на 0,2% по розничным продажам продуктов питания в целом в России.

В частности, крупные ритейлеры будут поддерживать высокие темпы расширения магазинов в следующем году, финансируя его за счет собственных денежных потоков и кредитных средств, но игроки меньшего размера могут испытать ограниченный доступ к банковскому финансированию и, вероятно, сократят открытие магазинов, чтобы защитить свои денежные потоки.

"Мы также ожидаем увеличения активности в области слияний и поглощений в секторе в следующем году. В целом непростая операционная среда ускорит тенденцию консолидации на российском розничном рынке с вытеснением с него несетевых игроков", - отмечается в обзоре Fitch.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Продуктовые сети в РФ

Поделитесь с друзьями: