InvestFuture

МЭА: Венесуэла и США – сюрпризы для рынка нефти

Прочитали: 960

Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль отметил, что более заметное снижение добычи нефти в Венесуэле и более сильный рост нефтедобычи в США могут стать главными "сюрпризами" для нефтяного рынка в 2018 г.

В интервью телеканалу Bloomberg в кулуарах энергетического форума в Абу-Даби глава МЭА также прокомментировал прогнозы о снижении мирового спроса на нефть в связи с распространением электромобилей.

Фатих Бироль отметил, что подобные оценки являются "не вполне содержательными", отметив, что основной причиной продолжающегося увеличения мирового спроса на нефть является потребления топлива не легковыми автомобилями, а потребление нефти и нефтепродуктов в авиации, морских перевозках, нефтехимическом секторе, а также в сегменте тяжелых грузовиков.

Глава МЭА также провел определенные параллели между текущими прогнозами по снижению спроса на нефть (и углеводороды в целом) с дискуссией об "устойчивой энергетике" ('sustainable energy'), которая началась около 30 лет назад. Несмотря на заявления о необходимости снизить потребление углеводородов, их доля в мировом энергобалансе сегодня остается такой же, что и в 1987 г.

– Как вы оценивает текущее состояние нефтяного рынка, что, по вашему мнению, является главной причиной изменения цен?

– Нефтяные котировки на текущем этапе составляют примерно 70 долларов за баррель. Оценивая перспективы 2018 г. мы видим более-менее сбалансированный нефтяной рынок. По последним оценкам, объем спроса на нефть в этом году увеличится на 1,3–1,4 млн баррелей в сутки. Но при этом мы также видим, что предложение нефти увеличится со стороны таких стран как Бразилия, Канада, США, а также ряда стран Африки. Поэтому в целом мы ожидаем, что спрос и предложение на рынке будут сбалансированными, если только мы не столкнемся с какими-либо сюрпризами.

– Ожидаете ли вы серьезной волатильности нефтяных котировок в этом году?

– Я думаю, при отсутствии сюрпризов – в виде обострения геополитических рисков, а также нарушения поставок нефти, цены будут колебаться вблизи текущих значений.

– Было много разговоров о том, что $70 за баррель – это максимальный уровень, которого достигнут цены на нефть. Вы согласны с такими оценками?

– Это зависит от ситуации на нефтяном рынке. Если она будет определяться только факторами спроса и предложения – я не ожидаю какого-либо резкого роста цен. Тем не менее, я бы отметил 2 потенциально важных сюрприза для рынка в ближайшей перспективе. Один из них – Венесуэла. На текущий момент падение добычи нефти в Венесуэле за столь короткий период стало наиболее серьезным падением в добыче за всю историю современной добычи нефти. Спад нефтедобычи в Венесуэле может продолжиться. Это может стать серьезным негативным сюрпризом.

Другой потенциальный сюрприз – это добыча в США. Цены в 70 долларов могут стать дополнительным стимулом для сланцевой нефти в США. Поэтому добыча нефти в США может вырасти более существенно, чем мы предполагаем сегодня. Поэтому в плане ситуации с предложением мы видим два потенциально серьезных сюрприза для рынка нефти – добыча нефти в Венесуэле может оказаться заметно ниже, чем сегодня, а добыча в США – может вырасти сильнее текущих ожиданий.

– В последнее время было много разговоров о том, что примерно в 2040 г. спрос на нефть достигнет своего пика и начнет снижаться. Как вы оцениваете данные прогнозы?

– Тема пика по нефтяному спросу обсуждалась на этом форуме и на многих различных конференциях – везде задается один и тот же вопрос – достигнем ли мы пика по спросу на нефть в 2020-ом, 2040-ом или каком-либо другом году.

Мы не считаем, что спрос на нефть достигнет своего максимума в ближайшем обозримом будущем. Я бы отметил, что сама тема пикового спроса на нефть начала все чаще обсуждаться в связи с прогнозами о массовом распространением электромобилей. В особенности эта тема начала особенно активно муссироваться, начиная с 2014 г.

Я считаю, что подобные заявления и прогнозы являются не вполне содержательными. Достаточно распространенным заблуждением остается мнение о том, что спрос на нефть растет из-за увеличения числа автомобилей. В действительности нефтяной спрос увеличивается из-за увеличения потребления топлива для тяжелых грузовиков, самолетов, кораблей и нефтехимической промышленности.

Даже если в дальнейшем произойдет сколько-нибудь существенная электрификация автомобильного сектора – спрос на нефть все равно будет расти – из-за грузовиков, самолетов, кораблей и нефтехимической промышленности. Поэтому мы полагаем, что в последующие годы спрос на нефть, возможно, будет расти медленнее, но он все равно продолжится.

Если посмотреть на статистику за последние 4 года – мы видим, что спрос на нефть стабильно растет. И, что еще более важно – доля нефти в общем энергетическом балансе мира увеличилась.

– На форуме вы сделали ряд любопытных заявлений по поводу распределения долей в энергетическом балансе. В частности, вы заявили о том, что доля углеводородов в мировой экономике сегодня составляет 81% – столько же, сколько и 30 лет назад?

– В 1987 г. в мире фактически официально началось обсуждение темы "устойчивой энергетики". В ООН был выпущен доклад, и его основная идея заключалась в том, что для устойчивого развития мировой экономики необходимо снизить долю ископаемых источников энергии. Это был 1987 г. Когда это движение за "устойчивую энергетику" началось в 1987 г. доля углеводородов – угля, нефти и газа – в мировом энергобалансе составляла 81%. Прошло 30 лет.

После всех технологических изменений, развития возобновляемых источников энергии, государственных программ и субсидий в данном направлении, а также самих изменениях, которые произошли в государствах – сегодня доля углеводородов в энергетическом балансе мира по-прежнему составляет 81%.

Факты – упрямая вещь. Надо оценивать вызовы, которые стоят перед нами, и сопоставлять их с реальными возможностями.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.61 из 5)
InvestFuture logo
МЭА: Венесуэла и США –

Поделитесь с друзьями: