Регулировать объемы добычи сланцевой нефти в зависимости от конъюнктуры рынка становится все сложнее, добыча падает, и она не может покрыть возможный дефицит нефти на мировом рынке, заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин.
"Таким образом, способность сланцевой добычи быть балансирующим фактором, который позволяет быстро нарастить добычу в период дефицита, сильно преувеличена", - подчеркнул Сечин.
"Сегодня можно утверждать, что инвестиции в нефтяной отрасли во все большей степени смещаются в сторону проектов с более коротким инвестиционным циклом и возможностью получить более быструю отдачу на вложенные средства.
Перераспределение инвестиционных затрат в пользу сланцевой добычи будет продолжаться до тех пор, пока она будет напрямую зависеть от цен на нефть, то есть пока будет работать "сланцевый переключатель". Слишком велика разница в скорости отдачи у месторождений сланцевой нефти по сравнению с традиционными запасами, слишком велик соблазн получить быструю отдачу на вложенные средства", - пояснил Сечин.
"При этом сланцевая отрасль сталкивается с геологическими ограничениями, связанными с производительностью уплотняющих скважин и расстоянием между ними. Взаимное ухудшение добычи основной и уплотняющих скважин становится почти неизбежным по мере развития сланцевых бассейнов. В результате операторы вынуждены делать менее плотную сетку бурения, то есть вводить меньше скважин. При этом компании сталкиваются с необходимостью замещения все больших объемов падающей добычи на действующих скважинах", - отметил глава" Роснефти".
"Одновременно происходит изменение структуры добычи углеводородов, прежде всего, в Пермском бассейне (в США - прим. ред.), связанное с увеличением добычи попутного газа и его сжиганием из-за инфраструктурных ограничений для его поставки на рынок. Хотя сланцевые компании за счет технологий смогли повысить эффективность бурения, процесс бурения и подготовки к добыче в последние годы усложнился", - заявил Сечин.
"Если несколько лет назад сланцевая скважина начинала давать отдачу через два-три месяца после начала бурения, то сейчас требуется пять-шесть месяцев. Увеличилась протяженность горизонтальных участков скважин и длительность операций гидроразрыва, что приводит к увеличению сроков бурения. В результате рост добычи замедляется и в этом году может составить 1,1 млн баррелей в сутки - на 30% меньше 2018 г. Далее, по ряду оценок, прирост добычи может упасть почти до нуля вследствие снижения прироста производительности", - заключил Сечин.