Объем пенсий, в пропорции к устанавливаемому для пенсионеров прожиточному минимуму, будет снижаться на протяжении будущей трехлетки. Но если средние пенсии по старости хоть и упадут, но все-таки сохранят положительный тренд, тосоциальные пенсии, по прогнозам государственных экономистов, уже к 2018 году преодолеют прожиточный минимум (ПМ) и будут находиться ниже его. К таким выводам приводит информация из презентации главы ПФР Антона Дроздова, которую он презентовал 23 ноября на экономическом форуме в Финансовой академии при правительстве.
Что интересно, отношение показателей ПМ и средних пенсий уменьшалось на протяжении последних нескольких лет. Теперь же, когда пенсионерам отказывают в индексации пенсий, их благосостояние продолжит ухудшаться, причем на протяжении следующих нескольких лет, снижение будет неминуемым. И хоть позже Пенсионный фонд открестился от озвученных данных, сославшись на информацию экспертов из Минэкономразвития, а потом и вовсе удалил презентацию, это, все же, заставляет задуматься о будущем пенсионной системы. В чем причина ухудшения благосостояния стариков и что мешает улучшению ситуации? Карьерист.ру попробует ответить на эти вопросы.
Минимум выше пенсии
Фактическое повышение пенсий в будущем, а также обещанное их индексирование по размеру инфляции неспособны сохранить уровень благосостояния стариков. По данным Пенсионного фонда, которые удалось изучить «Газета.ru», за следующие 3 года средняя пенсия по старости потеряет больше 12%, в сравнении с ПМ, снизившись по отношению к нему со 160 до 148%. Это кажется довольно странным, поскольку показатель ПМ ежегодно рассчитывается по стандартной формуле, с учетом стоимости продуктовой корзины, цена которой увеличивается лишь по размеру инфляции. Аналогичным образом растет и пенсия – для этого предусмотрен инструмент индексации – так как в будущем ее обещано проводить в полном объеме,теоретически размеры пенсии и прожиточного минимума должны находиться в устойчивой пропорции.
Впрочем, понижение пенсии по отношению к ПМ не окажется новостью для пенсионеров – если верить статистике, то за последние 2 года показатель соотношения уже упал больше чем на 13%. Так, если в докризисном 2014 году выплачиваемая средняя пенсия по старости составляла около 173% от ПМ, то сейчас этот показатель на уровне в 160%. Что касается будущего, то самое существенное снижение прогнозируется в 2018 году – оно может достигнуть 10%. Так, по прогнозам на будущий год, средняя пенсия составит 13,6 тыс. рублей (минимум для пенсионеров составит 8,5 тыс. рублей), в 2018 – 14 тыс. и 9,3 тыс. рублей, в 2019 – 14,4 тыс. и 9,7 тыс. рублей.
За следующие 3 года средняя пенсия по старости потеряет больше 12%
Но такое падение не кажется существенным, если сравнить его с социальными пенсиями – выплатами, которые получают пенсионеры, не наработавшие необходимого количества трудового стажа. Например, сейчас их размер составляет 105% от величины минимума для пенсионеров. К 2018 году в ПФР планируют, что размер пенсии будет поднят до 9,1 тыс. рублей, но положительное соотношение к минимуму сохранить не удастся – оно составит лишь 98%. Хотя, к 2019 году, вместе с очередным повышением до 9,9 тыс. рублей, соцпенсия прогнозировано вернется в положительный сегмент и составит 102% к минимуму. Правда, если это позволит фактическая инфляция.
Дело в том, что регулярное проведение индексации исключает такие прыжки показателя пропорции.
Поэтому, если они имеют место, то либо индексация не была проведена, либо она учитывала необъективный размер инфляции. Впрочем, в ПФР находят несколько иное объяснение – там считают, что причиной таких скачков выступает отказ от индексации пенсий лишь работающим пенсионерам. Каким образом он отражается на социальных пенсиях, в ПФР не объяснили. При этом они уточняют, что это не прогноз фонда – все данные рассчитывались исходя из информации Минэкономразвития.
Для социальных доплат
Важным моментом является и тот факт, что минимумы, определяемые на государственном и региональном уровнях, влияют на размер социальных доплат, которые призваны компенсировать разницу пенсии и ПМ, если второй выше первой. Таким образом, если социальная пенсия (напомним, ее размер для всех одинаковый) в 2018 году упадет ниже ПМ, то все ее получатели, а это 3,1 млн человек, будут претендовать на социальные доплаты. Отметим, что сейчас количество стариков, претендующих на такие доплаты, составляет около 4 млн человек. И это даже не учитывая тот факт, что ПМ для пенсионеров в 2017 году снизится на 300 рублей! Но, далеко не все из них получат такую компенсацию.
Дело в том, что при расчете учитывается не только пенсия, но и размер всей остальной социальной соцподдержки, которую может получать пенсионер. Это может быть, например, финансовая помощь от субъекта федерации, компенсация стоимости телефонной связи, оплата коммунальных, разного рода льготы, оплата проезда и прочая помощь, кроме той, которая выделяется в натуральной форме или единовременно. Если их совокупная стоимость, вместе с пенсией, будет ниже ПМ, то только в таком случае возникнет право на социальную доплату.
Данных относительно количества получателей такой помощи в открытых источниках нет.
Логично предположить, что далеко не все из получателей социальной пенсии выступают получателями дополнительной поддержки. Поэтому часть из них в любом случае будет претендовать на доплаты. Об этом говорят и прогнозы ПФР, согласно которым, количество получателей доплат к 2019 году вырастет на 70%! Однако объем выделяемых средств на выравнивание пенсий вырастет не так существенно. Если в текущем году планируется потратить около 106 млрд (хотя в начале года прогнозировалось потратить лишь 48 млрд), то к 2018 – лишь 118 млрд. Напомним, что сами доплаты могут быть как государственными, так и региональными – в зависимости от того, чей прожиточный минимум выше.
Проблемы и препятствия
Возвращаясь к вышеупомянутой презентации председателя правления ПФР, нужно отметить, что негативные тенденции пенсионной системы, которые наблюдаются сегодня и будут наблюдаться в будущие годы, обусловлены рядом обстоятельств внешнего и внутреннего характера. В фонде сетуют на низкую производительность труда, на демографическую яму, которая понижает количество занятых, на огромные масштабы теневой занятости, что прямо отражается на бюджете ПФРи т.д. Среди внутренних проблем пенсионной системы отмечается низкий порог трудового стажа, наличие права выхода на пенсию досрочно, отсутствие толковой системы пенсионных накоплений и т.п.
Если оставить все так, как есть, специалисты фонда прогнозируют повышение довольно опасных рисков в системе – продолжение раздувания бюджета ПФР, повышение количества пенсионеров с низкими доходами, увеличение трансфертов из государственной казны и т.д. Последние, правда, за счет прогнозируемого роста ВВП, должны уменьшиться в процентном отношении к валовому продукту – на 0,4% к 2019 году. Дополнительные возможности для этого предоставляют замороженные накопления, объем которых к 2019 году превысит 500 млрд рублей.
В фонде сетуют на низкую производительность труда, на демографическую яму, которая понижает количество занятых, на огромные масштабы теневой занятости, что прямо отражается на бюджете ПФР
В общественности периодически «всплывают» предложения от тех или иных ведомств, которые могут стабилизовать ситуацию.
Но из всего этого спектра, принятыми оказались лишь три – лишение работающих пенсионеров индексации, попытки легализации серых зарплат, а также повышение возрастного ценза выхода на пенсию для чиновников. Но, главный потенциал высвобождаемых средств кроется, по мнению Антона Дроздова, в повышении пенсионного возраста для всех пенсионеров. По озвученной им в рамках презентации информации, постепенное повышение приведет к уменьшению бюджета фонда почти на 640 млрд рублей к 2030 году. Кроме этого, потенциал есть и в отмене ведомственных льгот, увеличении ставки страховых отчислений работодателей, повышении требуемого стажа для выхода на пенсию и т.д.
Все эти предложения уже давно являются предметом дискуссии среди экспертов – это подтверждает Юрий Горлин из РАНХиГС, чьи слова приводит «Газета.ru». По его словам, меры, которые могут спасти пенсионную систему давно озвучены, но они не находят понимания у чиновников в первую очередь потому, что они являются довольно непопулярными для населения. По этой причине ПФР, как и правительство, «открещиваются» от того, что озвученные в рамках презентации меры – их идеи, ссылаясь на то, что это лишь мнение экспертов. Впрочем, даже принятие всех вышеизложенных мер едва ли спасет российскую пенсионную системы. Разворовываемая годами, она требует капитальной перезагрузки и перестройки на структурном уровне. В противном случае она обречена, как обречены и 35 млн пенсионеров, которые всю жизнь исправно платили налоги, надеясь на государство, и теперь оказываются за чертой бедности.