До конца года Минфин должен внести в правительство законопроект о новой добровольной накопительной системе пенсий. Что Минфин работает над этим – не секрет. Но вот федеральный закон на эту тему готовят под грифом «секретно». А ведь речь идет о документе, положения которого, по идее, должны касаться максимально широкого числа граждан. Зачем финансовому ведомству нужна подобная таинственность, мы спросили экспертов.
Минфин планирует не позднее 15 декабря 2021 года внести на рассмотрение в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе. Суть описывают в плане законопроектной деятельности министерства так: «Возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».
Вопрос о создании в стране новой, работоспособной системы пенсионных накоплений – один из самых болезненных и для властей, и для граждан. После введения с 2014 года моратория на формирование пенсионных накоплений, Минфин и ЦБ представили целый ряд новых вариантов, которые так и не были доведены до реализации.
Сначала на повестку дня встала система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая предполагала, в частности, принудительный характер формирования гражданами пенсионных средств. Концепция вызвала нешуточные споры относительно того, насколько обязательным должно быть участие граждан, с зарплат которых предполагалось взимать новый побор.
В 2019 году на смену ИПК пришел так называемый гарантированный пенсионный план (ГПП). Он предполагал, что обязательной подписки на накопительную пенсию не будет, а работник сможет добровольно копить на будущую пенсию за счет личных взносов с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для участников программы предложили ввести налоговые льготы, разрешить им досрочно снимать накопления в тяжелых жизненных ситуациях, а также позволить передавать накопленное по наследству. Также предполагалось, что участники схемы смогут по собственному желанию устанавливать и изменять размер пенсионных взносов. Запустить новую систему предполагалось в 2021 году.
Но потом случились смена правительства, поправки в Конституцию, удар пандемии, и ГПП предпочли отложить на неопределенный срок. Что вполне логично: для того, чтобы работники добровольно отказались сегодня от части зарплаты в пользу накоплений «на старость», они должны быть достаточно высокооплачиваемыми. А таких в России и раньше было немного (самых богатых можно не рассматривать: понятно, что они уже и так обеспечили себе безбедную старость), а коронакризис, ознаменовавшийся массовым падением доходов, еще больше сузил круг этих счастливчиков.
Ясно одно: успех будущей системы пенсионных накоплений напрямую зависит от того, как много граждан будет в нее вовлечено. Чем больше – тем более жизнеспособной окажется система пенсионных накоплений, как бы она ни называлась, и какая бы аббревиатура при этом не использовалась. Казалось бы, это условие предполагает широкую общественную дискуссию готовящегося законопроекта, которую, собственно, и ждали от правительственных разработчиков. Но пока получили вместо нее режим глухой секретности. Возникает вопрос: почему так? Его мы адресовали финансовым экспертам.
«Секретность может быть связана с общей непопулярностью любых пенсионных реформ. Обсуждать публично новые реформы в пенсионной сфере – это, скорее всего, заранее настраивать людей против таковых», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
«Документы, касающиеся реформ пенсионной системы, всегда привлекают множество внимания, поэтому, вероятно, профильные ведомства предпочитают не создавать лишнего шума раньше времени», - разделяет мнение коллеги Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари».
Но если в чем-то понять разработчиков независимые эксперты еще могут, то разделить их подход к избыточной секретности – не готовы. «Любые изменения внутри системы пенсионных гарантий должны быть максимально прозрачными. Реформирование пенсионной системы затянулось, она малопонятна и совсем непредсказуема. Так быть не должно», — считает Бодрова.
Эксперты также объясняют повышенную секретность, связанную с этим законопроектом, его возможной политизацией. На это указывает дата внесения законопроекта в Госдуму – 15 декабря 2021 года. То есть уже после подведения итогов парламентских выборов, запланированных на сентябрь. А раз так, значит, в содержание документа будут явно внесены, мягко говоря, непопулярные пункты. «Реакция общества будет зависеть от степени экстрима, предлагаемого в плане рисков для населения. Ясно одно, что Минфин снова ищет варианты сократить государственные издержки, а раз ищет, обязательно найдет», - утверждает Анна Бодрова.
Наша собеседница предполагает, что речь пойдет о плавном отказе от части пенсионного обеспечения на уровне Пенсионного фонда России (ПФР) в пользу добровольных накоплений. «Правда, непонятно, зачем при таком подходе большинству россиян нужны будут услуги ПФР, но со временем это будет лучше видно», - говорит Бодрова.
Не исключено, что правительство готовит революционный сценарий для проекта накопительных пенсий сценарий - отсюда и гриф «секретно», рассуждает Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade. По его мнению, тема пенсионных накоплений - очень живая и горячая, поэтому публике и не хотят раньше времени сообщать подробностями. Возможно, для того, чтобы уберечь людей от будущего разочарования. «Главное, что не осталось сомнений в добровольном характере накопительного компонента: ни для самих граждан, ни для их работодателей эти дополнительные накопления никто не сделает обязаловкой. Кроме того, почти наверняка накопления будут наследуемыми, а вот остальные смелые идеи могут прорабатываться ещё долго в самых разных сочетаниях», - считает эксперт.
Авторы: ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВА, ИННА ДЕГОТЬКОВА