InvestFuture

Клиентскую базу защитили схематично

Прочитали: 912

В попытке удержать клиентов, собирающихся сменить НПФ, некоторые пенсионные фонды прибегают к недобросовестным действиям. Без ведома клиента такие НПФ параллельно также подают заявление в ПФР, который при наличии двух заявлений в соответствии с законом блокирует перевод накоплений, что оказывается на руку фонду, стремящемуся сохранить клиентскую базу. Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) обратила внимание на данное нарушение и предложила решать проблему на законодательном уровне. В ЦБ и ПФР обещают изучить предложение.


Письмо (копия есть в распоряжении “Ъ”) с предложениями о корректировке закона «О негосударственных пенсионных фондах» в Банк России и комитет по финансовому рынку Госдумы направила Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ). СРО предлагает внести изменения в порядок рассмотрения заявлений граждан на перевод пенсионных накоплений. Президент ассоциации Константин Угрюмов отмечает в письме, что предлагаемые корректировки позволят «минимизировать недобросовестные практики защиты клиентской базы», которые ряд игроков активно применяли в минувших переходных кампаниях.

Для перевода пенсионных накоплений гражданин должен подписать два документа — заявление о переводе и договор обязательного пенсионного страхования (ОПС) с новым страховщиком. В 2016 году Пенсионный фонд России (ПФР) отказал в удовлетворении 5,2 млн заявлений (из 12 млн поданных), причем 1,6 млн заявлений, как указано в письме, не сопровождались договорами ОПС. «Это свидетельствует о возможных злоупотреблениях части игроков по защите базы»,— считает господин Угрюмов. Как он поясняет в письме, «заявления, в ряде случаев поданные без ведома граждан, аннулируют ранее поданные корректные заявления с договорами ОПС». В результате нарушаются права граждан на смену страховщика, и их накопления остаются без движения. «Появление заявления о переходе без договора ОПС влечет за собой риски недобросовестного использования персональных данных человека в целях неправомерного перевода его пенсионных накоплений от одного страховщика к другому, а также риски неправомерного удержания клиентов недобросовестными фондами»,— уверена и гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Чтобы исключить влияние таких действий, НАПФ предлагает заявления граждан, не подкрепленные договорами ОПС, оставлять без рассмотрения.

«Банк России изучит данную инициативу»,— заявили в пресс-службе ЦБ. В ПФР сообщили, что «с вниманием отнесутся к инициативе НАПФ». Участники отрасли указывают и на трудности с реализацией. «Договоры ОПС — это единственный документ в пенсионной отрасли, который до сих пор нельзя заключить и подать в ПФР в электронном виде»,— отмечает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. По его мнению, инициатива «должна быть направлена не на создание комплекта документов, а на переход в электронный учет».

По мнению руководителя НПФ из первой десятки, изменение порядка переходов выгодно активным в привлечении игрокам, прежде всего родственным госбанкам. Высокий процент выбраковки заявлений на перевод накоплений чреват для НПФ более высокими расходами на привлечение, причем в случае работы через банки переложить часть этих расходов на агентов НПФ не могут. По оценке директора группы рейтингов АКРА Юрия Ногина, при снижении выбраковки себестоимость привлечения для НПФ снизится на 20–25%. Вместе с тем ряд крупных фондов уже запустили программы информирования клиентов о потере инвестдохода, с предоставлением расчетов возможных потерь инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе. И, как отмечает господин Ногин, «в этих условиях масштабное привлечение становится более трудной задачей».

По словам главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, большой пакет законопроектов, регламентирующих деятельность НПФ (в том числе изменение порядка переходов между фондами и вознаграждение НПФ), депутаты могут рассмотреть уже в декабре текущего года.

Павел Аксенов


Источник: Ъ-Газета

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ   |  купить фото

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.25 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Клиентскую базу защитили

Поделитесь с друзьями: