Рекордно высокий задел по числу заявлений граждан на перевод накоплений между пенсионными фондами в 2017 году, который рынок держал в течение полугода, исчерпан. Как свидетельствуют промежуточные данные переходной кампании, общее число переходов по итогам десяти месяцев почти на 1 млн заявлений меньше прошлогоднего показателя. Рынок постепенно осваивает прием заявлений в отсутствие основного дистанционного канала — удостоверяющих центров, закрытых с августа, но традиционно наиболее активный осенний период переходной кампании пока оказывается провальным.
Промежуточные результаты кампании по переводу пенсионных накоплений граждан по запросу “Ъ” раскрыли вчера в Пенсионном фонде России (ПФР). К 1 ноября с начала года в ПФР поступило 4,93 млн заявлений граждан. Основной трафик пришелся на «молчунов» — бывших клиентов ПФР, переходящих в НПФ (2,8 млн заявлений), еще 2,05 млн клиентов НПФ рассчитывают сменить один фонд на другой, 66 тыс. человек планируют перейти из НПФ в ПФР.
Августовская блокировка основного дистанционного канала приема заявлений в ПФР — через удостоверяющие центры (после проверки Счетной палаты) — сбила темп переходной кампании 2017 года. По итогам августа было подано всего 10 тыс. заявлений. В сентябре рынок оправился от шока, клиенты подали 160 тыс. заявлений без использования удостоверяющих центров (см. “Ъ” от 24 октября), в октябре заявлений было подано на 100 тыс. больше, чем в сентябре. Однако по сравнению с весенними месяцами, когда прирост исчислялся миллионами заявлений, динамика радикально замедлилась. В прошлом же году (и это обычно для рынка накоплений) именно август и осенние месяцы дали самый существенный прирост. В результате по итогам десяти месяцев общее число заявлений, поданных в 2017 году, сократилось по сравнению с прошлым годом более чем на 800 тыс. (на 1 ноября 2016 года было подано 5,71 млн заявлений).
4,93 миллиона заявленийподали граждане РФ на перевод пенсионных накоплений за десять месяцев 2017 года
Личный визит гражданина в ПФР или направление нотариально заверенных документов по почте фонды и их клиенты используют все чаще, но это неравноценная замена удостоверяющим центрам. «При заключении договора мы обращаем отдельное внимание клиента на то, что ему необходимо лично подать заявление в отделение ПФР, МФЦ или обратиться к нотариусу»,— отмечает гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. «В привлечении клиентов фонды и их контрагенты по привлечению вернулись к хорошо знакомым, но более затратным решениям»,— констатирует гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Рост расходов на привлечение (на 30–40%) НПФ пытаются переложить на агентов, сокращая их вознаграждение. Несколько игроков из топ-10 с осени совсем прекратили привлечение средств из других НПФ (см. “Ъ” от 28 августа). С учетом сокращения объема продаж и отсутствия альтернативы дистанционному каналу общий объем заявлений по итогам кампании 2017 года, по оценке Сергея Околеснова, составит около 6 млн шт. (против 12 млн заявлений в 2016 году).
Несколько крупных фондов тестируют сервисы перевода накоплений граждан с использованием их личных кабинетов на сайте госуслуг. Однако массовость такого канала ограничивается сравнительно небольшим числом клиентов, уже имеющих доступ к порталу госуслуг с правом перевода пенсионных накоплений.
Для граждан снижение активности перетока пенсионных накоплений в большинстве случаев скорее благо: потери инвестдохода при досрочном переходе могут составлять около трети от счета накоплений гражданина. И заинтересованные в защите клиентской базы игроки активно используют этот козырь, что еще больше сокращает число поданных заявлений. «НПФ “Сафмар” осенью запустил кампанию по информированию клиентов о последствиях досрочной смены фонда»,— говорит и. о. гендиректора фонда Денис Сивачев.
Павел Аксенов