При росте ожидаемой продолжительности жизни старших поколений уже в ближайшее десятилетие чисто государственная модель поддержки пожилых вряд ли возможна. России в силу демографических особенностей необходимо искать модель координации семейной политики, господдержки и активности НКО в этой сфере — таковы выводы конференции «Общество для всех возрастов». До 2030 года число граждан РФ в возрасте старше 65 лет вырастет на 6,8 млн и превысит 25% всего населения, сейчас до 6,2 млн пожилых и 3–4 млн домохозяйств с пожилыми являются целевой группой для новой соцполитики в этой сфере.
VI национальная конференция «Общество для всех возрастов» прошла 5–6 октября в Москве, организаторы — благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, форум поддерживается Минтрудом и Минздравом, Агентством стратегических инициатив, Комитетом гражданских инициатив и правительствами регионов. Форум — крупнейшая площадка для обсуждения проблем социально-экономической политики в связи со старением населения. В 2018 году основной задачей конференции было обсуждение перспектив изменения ситуации в этой сфере в связи с реализацией нацпроектов (в том числе в демографии и здравоохранении), которые ориентированы на переход России к 2030 году в группу стран с продолжительностью жизни при рождении более 80 лет. Достижение этой цели существенно увеличит численность старших возрастных групп — существующие же системы соцподдержки и долгосрочного ухода ориентированы на ограниченную их численность.
По оценке Лилии Овчаровой, главы Института социальной политики (ИСП) Высшей школы экономики, к 2035 году ожидаемый прирост населения в возрастных группах «65+» к нынешним цифрам (21,7 млн) составит 6,8 млн, а их доля превысит 26,3%.По словам выступавшей на форуме замглавы Минздрава Светланы Петровой, в рамках демографического нацпроекта предусмотрены инвестиции в закрытие растущего спроса на инфраструктуру поддержки в действующей модели. Валерий Бузин, глава департамента общественного здоровья Минздрава, подтвердил адекватность предполагаемых расходов по нацпроекту «Здоровье»: основную нагрузку старение населения создает именно в этой сфере. Тем не менее опросы ИСП 2015 года показывают: без новых механизмов социальной солидарности, взаимодействия с НКО, работы с «теневым» сектором соцуслуг и в итоге без новой модели взаимодействия всех структур этой сферы на «чистую» госмодель нет смысла рассчитывать: госпожа Овчарова привела расчеты, по которым уже сейчас спрос на услуги по уходу за пожилыми создают от 4,7 до 6,2 млн человек и смешанные домохозяйства, в которых проживают 40% лиц старше 65 лет и инвалиды — это еще 3–4 млн человек.
Как прошла пенсионная реформа
Одной из задач конференции было обсуждение моделей поддержки старших возрастов с участием их разработчиков в Японии, Германии, Израиле и Италии: хотя национальная модель для РФ в этой сфере неизбежно будет другой, ее составляющие могут быть импортированы. Отметим, по расчетам ИСП, для возрастной группы «70+» механизмы «формального» ухода (под патронажем государства) сейчас востребованы 14% пожилых, 55% живут в смешанных домохозяйствах — то есть в отношении 31% действуют «другие формы неформального ухода»: это быстрорастущий и плохо структурированный сектор, где взаимодействие «третьего сектора» и государства особенно важно. При этом, по словам председателя набсовета фонда Тимченко Ксении Франк, благотворительность в РФ, постепенно становящаяся стандартной социальной моделью, как и государство, не может решить проблемы только своими силами, хотя ее роль важна и значительна. Сейчас общественные механизмы поддержки старших возрастов, в том числе через НКО, социальное предпринимательство и благотворительность, уже работают в РФ довольно успешно, в том числе в регионах — вопрос лишь в том, в какой степени возможно масштабирование и устойчивое развитие новой системы и какие усилия ограниченного в ресурсах госсектора для этого возможны и нужны.
Дмитрий Бутрин