Ivi — крупнейший онлайн-кинотеатр в России с долей 36% в своем сегменте и фильмотекой свыше 62 тыс. наименований. Основной доход ivi формируется за счет платежей пользователей, которые по итогам 2018 года составили 2,8 млрд руб., сформировав 71,8% выручки. Выручка от рекламы составила 1,1 млрд руб., или 28,2% общего дохода, сократившись с 62,5%.
Уменьшение доли рекламы в структуре доходов и увеличение объема платежей пользователей — это логичный этап эффективного развития игрока на рынке онлайн-кинотеатров. Доля рынка второго по величине сервиса Okko, главного конкурента ivi, составляет 19%, тем не менее бесплатный контент у него отсутствует и охват аудитории намного меньше, чем у ivi. MAU Okko в 2018 году составили 1,83 млн пользователей, в то время как аудитория ivi насчитывает 48 млн человек, из которых 500 тыс. платят за подписку, что указывает на доминирующую позицию компании на рынке.
В свою очередь, МТС развивает собственную экосистему и трансформируется из традиционного телекома в цифровую компанию. Компания уже вышла на рынок информационной безопасности и киберспорта, а также активно развивает направление потоковых сервисов. МТС запустила киберспортивную платформу, поддерживающую стриминговый сервис. Наличие собственного оригинального контента является значимым отраслевым трендом 2019 года.
Приобретение ivi, за которую МТС готова заплатить около 20 млрд руб., позволит оператору связи улучшить позиции на рынке потокового сервиса. Считаю, что это справедливая оценка стоимости, поскольку в прошлом году компания уже была оценена в 15,7 млрд руб., а ее выручка стабильно увеличивается более чем в полтора раза ежегодно. Поглощение ivi выгоднее для МТС, чем создание онлайн-кинотеатра с нуля. Разработка и запуск собственного сервиса занимает много времени и требует больших инвестиций. Кроме того, необходимо сформировать клиентскую базу на высококонкурентном рынке, где другие участники уже зарекомендовали себя.
На мой взгляд, дальнейшему развитию рынка потоковых сервисов поспособствует блокировка пиратских ресурсов, а также увеличение количества устройств, в первую очередь смартфонов, используемых для просмотра видео. Онлайн-кинотеатры ждет усиление конкуренции за технологичность и качество предоставляемых услуг. К 2020 году рынок российских онлайн-кинотеатров может расшириться с 11 млрд руб. по итогам 2018-го до 21,5 млрд руб.