Вряд ли кто-то из квалифицированных профи будет оспаривать важность динамики ставки ФРС для направления движения рынков (причем всех рынков). Вот и сегодня, как нам кажется, этот вопрос — центральный для того, чтобы хотя бы приблизительно понимать, что ждет рубль, акции и облигации по всему миру. Вместе с тем, сегодня ситуация с ожиданиями игроков, с одной стороны, и заявлениями/намерениями ФРС с другой, очень любопытная.
Дело в том, что последние несколько недель снова обнаружилось иррациональное на первый взгляд НЕжелание инвесторов принимать тот темп роста ставки, которое официально «обещает» ФРС. Напомним, что последнее сентябрьское заявление центробанка США отчетливо говорит о 3х повышениях в 2019 году и 3.25% в итоге как минимум. Волнения по этому поводу на развивающихся рынках (ЕМ) тем не менее приутихли уже к концу сентября: индекс развивающихся валют вошел в боковик, успокоились турецкая лира и аргентинский песо, некоторые валюты даже укрепились против доллара; локальные бонды (Турция, Бразилия, РФ) перестали активно продавать. Беспокойство по поводу перспектив обслуживания 7ми триллионного (!) долларового развивающегося долга как-то улеглось. В аналитике «на тему» все чаще звучат мнения о предстоящей рецессии в США (при том, что ВВП IIIкв.18 – 3.8%, с начала года – более 3%!), о том, что ФРС будет вынуждена приостановить подъем ставки из-за снижения фондового рынка и тд, и тп.
Доходит до смешного – в последних комментариях второстепенных фрсовцев вдруг увидели «голубиный» настрой, а заявление главы центробанка Д.Пауэлла о том, что теперь на каждом заседании возможно изменение ставки – мимо внимания. Наконец, абсолютно выпукло этот консенсус о том, что ФРС НЕ будет повышать ставки так, как обещает, находит выражение в ценах фьючерсов на ставку. Ценность их в том, что люди готовы ставить деньги на эти ожидания. Вероятности роста ставки в 2019 году, которые могут быть найдены из цен торгуемых на бирже СМЕ фьючерсов, очень далеки от 100%. Да, что там следующий год – котировка на близкое декабрьское заседание предполагает сегодня лишь 76% вероятность роста ставки!
Участников рынка можно понять. Утратить надежду на то, что «все еще образуется» очень тяжело психологически, 2018 год и так грозит стать самым неудачным для инвестиционной индустрии, с начала года почти все активы – в минусе. Кроме того, у всех игроков (и у нас тоже) в памяти события 2016го года: тогда в начале года ФРС анонсировала 3х кратное повышение, вызвав большие волнения на рынках. Но в итоге все закончилось одноразовым действием, S&P500 и ЕМ хорошо поштормило, но потом было всем известное ралли.
Одной из причин нерешительности ФРС называли проблемы Китая, который в конце 15го года столкнулся с небывалым оттоком капитала, падением индексов и с трудом в итоге купировал проблемы. ФРС просто не стал дополнительно раскачивать лодку. Мы думаем, что именно эти события и породили стойкое убеждение инвестсообщества, что ФРС обязательно придет на помощь, если что. Однако времена изменились, во главе ФРС – другой человек, как и во главе США, отношения с Китаем также… несколько изменились, а S&P500 снова штормит. Но есть еще один момент, который при определенных условиях способен сокрушительно обескуражить голубиные надежды инвесторов на то, что и в этот раз всех «пожалеют». Этот момент — инфляция в США.
Ценовая стабильность наряду с занятостью относится к прямым задачам ФРС в соответствии с законом. Если безработица уже давно бьет исторические рекорды, то с инфляцией не все просто. Вряд ли кто-то мог предполагать 10 лет назад, что монетарное стимулирование центробанков в таких объемах не вызовет гиперинфляцию. Но весь пар, по-видимому, ушел в инфляцию активов, рост акций и облигаций, в резервы и в экспорт инфляции в другие страны за счет резервного статуса доллара, поэтому мы были свидетелями длинного периода поразительно низкой инфляции. Тем не менее, последние месяцы индикаторы роста цен в США вызывают как минимум настороженность. Основные – инфляция производителей, потребителей (PPI,CPI), потребительских расходов (PCE), дефлятор ВВП – уже выросли выше комфортного по словам ФРС уровня в 2.00% и создают интригу на будущее. Любимый индикатор ФРС PCE начал демонстрировать желание вырасти как раз в последние 2-3 месяца. Вполне обоснованным и очень важным, с нашей точки зрения, является предположение, что в случае дальнейшего роста инфляции именно задача ее контроля, а не какие-то другие соображения, например, по поводу состояния фондовых рынков, проблем Китая и др. будут руководством к действию для ФРС. Это потенциально создает опасный для рынков сюжет неожиданного краха надежд на то, «что все равно всех спасут», ставку повышать не будут, потому что… Китай, индексы упали, отложат повышение, замедлят и тд, и тп.
Резюме. Рынки, возможно, находятся в ситуации излишней благодушности по поводу будущих действий ФРС. В случае роста ннфляции ФРС не будет обращать внимание на динамику фондовых индексов и ситуацию в мире. Данные по инфляции США в следующие 1-2 месяца приобретают огромную важность. Разочарование и смена ожиданий роста долларовых ставок в 2019 году способны привести к сокрушительным движениям на развивающихся рынках.
Михаил Алтынов, директор по инвестициям АО «ИК «Питер Траст».