Научить людей грамотно обращаться с деньгами пытались и до появления InvestFuture. Первым на этом пути стал — ну кто бы вы думали — главный чекист Феликс Дзержинский. Сотню лет назад он запустил проект, призванный научить граждан не тратить деньги "бессмысленно и вольно":
-
карты, бильярд — “неправильные расходы”;
-
сладостей надо есть поменьше;
-
частое “кинушничество”(походы в кино) не одобрялось, тем более не все ленты “правильно воспитывали товарищей”.
Но это еще цветочки, были и куда более неприятные для советского человека статьи расходов.
Алкоголь — враг пролетария
Он очевидно вреден и для кошелька, и для здоровья. А главное — мешает правильной общественной жизни, порождает хулиганство, иногда доходит до "есенинщины" и самоубийств". Поэтому, например, порицались “вечерушки” — посиделки с алкоголем, у молодых пролетариев на это уходило по 25-30% зарплаты.
Косметика — не для комсомолки
Переход от “невинной пудры” к губной помаде, духам и прочим излишествам коварен и незаметен. А ведь косметика — “первая ступень вниз”. За ней идут флирт, ранняя половая жизнь, неразбериха в быту, отвлеченность от общественной работы.
Поэтому тратить деньги на косметику, дорогую и непрактичную одежду, тонкие колготки — это плохо. Процитируем трактат 1928 года "Как молодежь расходует и как надо расходовать получку": "Косметика плюс шелковые чулки являются таким же уязвимым местом в бюджете нашей женской молодежи, каким для бюджета мужской молодежи является алкоголь".
Несмотря на это, по мере роста зарплаты число “косметчиц” — даже злостных, которые тратились еще и на маникюр — увеличилось с 5% до 24%.
"Борьба за рациональное расходование зарплаты"
Учить финграмоте советская власть начала почти сразу после революции. Например, на культурных мероприятиях выступали против одалживания денег. Ведь в 20-е годы советские граждане, согласно опросам, занимали “до получки” уж очень много: по 47-49 рублей, притом что зарплаты были 100-160 рублей. Считалось даже, что повышать их не надо: финансово неграмотные пролетарии все равно потратят деньги неправильно, поскольку экономический рост опережает культурный.
"Надо прямо сказать, что классы рабочей молодежи не научились еще культурно, рационально расходовать свою зарплату, использовать имеющиеся материальные предпосылки в интересах своего оздоровления и культурного роста, и что всем нам, особенно же комсомольским работникам, придется выдержать громаднейшую борьбу за правильную организацию своей жизни",— заключали в партии.
Фельетон на службе финграмотности
Чтобы внедрить в головы молодежи "нужную моралистику", провели большую кампанию:
-
подключили газеты и журналы;
-
нарисовали специальные плакаты;
-
стали показывать фельетоны — сатирические олдскульные стендапы, они высмеивали молодых людей, которые увлекались модой и красивыми вещами.
Но этого оказалось мало. В 1926 году в стране объявили режим экономии. Широко пропагандировалась "экономия в личном быту". Достаточно вспомнить лозунги: "Ни рубля пивной", "Не форси — одевайся чисто, скромно, опрятно".
Кстати, перевоспитать хотели не только молодежь, но и взрослых, которые застали дворянство, от которого и пошло "бессмысленное мотовство".
Конечно, проблема была не только в неумении "рационально построить бюджет". Зарплат почти никому не хватало. Большинству рабочих, чтобы свести концы с концами, приходилось "шабашить" или сажать огород и заводить кур. Многие занимали у ростовщиков под 2-3% в день. Это очень много: даже сегодняшние МФО, согласно закону, могут брать не больше 1,5% в день.
Где же держать деньги?
Комсомольцев приучали, как минимум, их откладывать: например, на отпуск или крупные покупки. Это лучше, чем спустить всю зарплату не понятно на что.
Хранить деньги, как мы знаем, следовало в сберегательной кассе. Проводились даже "двухнедельники сбережений", когда людей зазывали хранить сбережения в банках. Были и целевые взносы — их можно было получить, только когда заранее намеченная сумма собрана.
Ну а первые “советские бонды” выглядели так: в дни зарплаты рабочие "добровольно" вносили часть денег на покупку облигаций госзайма.