Мы сделали для вас подборку советов, которые помогут отдавать за коммуналку значительно меньше денег.
Экономим
Хотите уменьшить размер квартплаты? Вот несколько простых рекомендаций.
-
Поставьте счетчики на воду. Если их нет, начислять плату за воду вам будут “по нормативу”, который рассчитан, похоже, на водоплавающих.
-
Не давайте воде литься без дела: почините капающий кран и бачок, подумайте о посудомоечной машине.
-
Используйте энергоэффективную бытовую технику, замените “бабушкин утюг” на новый.
-
Не оставляйте приборы включенными в сеть, это не только пустые траты на электричество, но и небезопасно.
-
Берегите технику: не наливайте воду в чайник “с горкой” и не набивайте полный бак белья в стиралке, размораживайте холодильник пореже.
-
Замените все лампочки на энергосберегающие, ведь они потребляют в 5-10 раз меньше энергии!
-
Уходя, гасите свет. Банально, но эффективно!
-
Утеплите квартиру, чтобы снизить теплопотери. Например, замените утеплители на окнах и дверях, в идеале — поставьте современные стеклопакеты. Если у вас счетчики на отопление, будете меньше платить: для комфортной температуры зимой не придется сильно “топить”. Да и в целом у вас будет тепло, а меньше болеешь — меньше покупаешь дорогие лекарства.
-
Поставьте термостаты на вентили батареи, чтобы регулировать подачу тепла в квартиру. СанПин рекомендует поддерживать температуру в помещении летом 22–25 ˚C, зимой 20–22 ˚C (в холодных регионах 21–23 ˚C).
-
Откажитесь от услуг, которыми не пользуетесь. Внимательно изучите квитанцию: нужны ли вам радиоточка, домашний телефон, домофон, коллективная телевизионная антенна? При отказе иногда даже можно получить возврат средств, если вы всем этим не пользовались.
Следим за тарифами
Экономия — это хорошо, но она мало что даст, если вас обманывают управляющие компании (УК), поставщики коммунальных услуг и даже региональные власти.
Кто поставляет нам воду, газ, отопление, электричество, обеспечивает работу канализации и мусоропровода? Это ресурсоснабжающие организации (РСО). Но обычно между ними и потребителем есть посредник — УК (управляющая компания). Это удобно: вам приходит всего одна общая платежка, а не целая кипа. Именно УК получает ваши деньги, а затем уже сама рассчитывается с ресурсными компаниями.
И где здесь обман?
Он может крыться в тарифах. Для всех РСО они рассчитывают по нормативам потребления, которые в каждом регионе устанавливают и индексируют специальные комиссии. В идеале тариф должен зависеть от затрат поставщика на содержание и обновление оборудования, зарплату персоналу и так далее. Все это отдано “на откуп” регионам, Правительство РФ утверждает лишь предельный уровень индексации, причем ФЗ о регулировании этих процессов в России нет. Так что тут высокий уровень коррупции и нечистых схем. Стоит ли после этого удивляться высоким ценам в платежках?
Мне кажется, что тарифы завышены, что делать?
Обратитесь в ФАС и Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которую курирует Минстрой.
ФАС следит за региональными тарифами: проверяет их обоснованность и отменяет, если они не соответствуют закону. А вот ГЖИ принимает претензии точечно: ошибки в квитанции, расчеты стоимости жилищных услуг, проверяет работу УК.
Боремся за чистый дом
Жильцы многоквартирных домов получают услуги двух видов: коммунальные, о которых мы говорили выше, и жилищные. Они, например, касаются чистоты подъездов, мусора на газоне и отсутствия лампочек. На все это мы с вами имеем полное право.
Представьте: вы пришли в ресторан, а там грязно, сервис никакой, в супе плавает муха. Ваша реакция? Позвать администратора, накатать негативный отзыв и жалобу в Роспотребнадзор. Но куда жаловаться, если в вашем многоквартирном доме разруха?
УК за все ответит
Именно управляющая компания обязана следить за состоянием общедомового имущества: все содержать и ремонтировать. Есть постановление и целый свод правил (даже двух), которых УК должна придерживаться. Например, она должна быстро отреагировать, если:
-
разбили окно в декабре;
-
у вас прорвало батарею, а индивидуальных вентилей нет;
-
сломаны перила;
-
перегорела лампочка на лестнице;
-
хулиганы испортили почтовый ящик;
-
в подъезде грязно;
-
мусор и снег не вывезены.
Если УК не выполняет или недобросовестно исполняет свои обязанности, собственники квартир могут обратиться в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и выразить свое негодование в заявлении.
А если тариф на обслуживание завышен?
Вообще ТСЖ или УК только предлагают свой тариф с обоснованием и расчетами, а утверждают его сами жильцы. Если к соглашению прийти не получается, тогда его утверждает администрация муниципалитета.
Конечно, чем чаще моют подъезды, чем больше консьержей и камер, чем обширнее придомовая территория — тем больше затрат на обслуживание и выше тариф. Но главное — чтобы УК не просто получала свои деньги, а реально что-то делала.
А вы довольны работой своей УК или ТСЖ?