Сила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа
Автор: Вадим Бит-Аврагим, старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ»
К исполнению обязанностей Джером Пауэлл приступит в феврале. Он юрист по образованию и один из богатейших председателей ФРС: его состояние оценивается в $19,4-55 млн. Цена его решений определит траекторию не только США, но и скажется на стоимости активов в других экономиках, в том числе России
Банковский комитет сената США проголосовал за кандидатуру Джерома Пауэлла практически единогласно (22 против 1). Под его руководством ФРС, вероятнее всего, не будет делать резких движений в вопросах денежно-кредитной политики, которые могли бы негативно отразиться на экономике США и мировой экономике в целом.
Смена руководства ФРС, которое инициировал Дональд Трамп, была вопросом времени. Еще с начала своего президентства президент США часто выражал недовольство политикой прежнего главы Федерального резерва Джанет Йеллен, долгое время сохранявшей базовую процентную ставку на уровне 1–1,25% годовых. Логика Трампа сводилась к тому, что отставание текущего уровня ставки от уровня инфляции, индикатор ожиданий (UIG) по которой близок к уровню в 2,8%, создает риск дальнейшего роста цен. Однако впоследствии Трамп стал говорить о необходимости мягкой денежно-кредитной политики и низкой процентной ставке для дальнейшего роста американской экономики.
Пауэлла можно назвать приверженцем мягкой денежно-кредитной политики. Другое дело, что эту мягкость многие рассматривают неоднозначно в контексте сохранения независимой позиции ФРС в вопросах денежно-кредитной политики, так как он является ставленником Дональда Трампа. Есть мнение, что Пауэлл будет прислушиваться к словам президента и членов Конгресса США, стараясь следовать линии, которая бы устраивала администрацию президента. Однако такая гибкость чревата подрывом доверия участников рынка.
Между госдолгом и инфляцией
Перед новым руководителем ведомства будут стоять непростые задачи. Пауэлл будет принимать дела в ФРС в период, когда у США — самый высокий в истории уровень государственного долга и небывало низкие базовые процентные ставки. Докризисный уровень безработицы, рост экономики США более чем на 3% за последний год, обновление американскими индексами исторических максимумов говорят в пользу дальнейшего повышения ставки ФРС, однако низкая инфляция и высокий долг ограничивают возможности регулятора. И хотя анализ ситуации в краткосрочной перспективе говорит о том, что необходимости в краткосрочных стимулах нет, однако на горизонте 5-10 лет эти проблемы могут оказывать на экономику сильное давление. В этой ситуации ФРС вынуждена действовать очень осторожно: медленно поднимать процентную ставку и корректировать индикаторы, на которые опирается при принятии решения об изменении денежно-кредитной политики.
Страховка от угрозы замедления экономики у Пауэлла есть. Речь о шагах Трампа по заключению новых trade deals (торговых соглашений) с основными торговыми партнёрами США и налоговой реформе. Для заключения trade deals нужен относительно слабый доллар.
Политика ФРС в этом году направлена в сторону более мягкой денежно-кредитной политики, что помогло ослабить доллар после достижения долларовой корзины 15-летнего максимума в начале года. Слабый доллар создает более выгодные условия для экспорта продукции американским производителям и помогает заключать выгодные торговые соглашения с основными торговыми партнёрами США. Фискальная реформа, в свою очередь, может дополнительно поддержать экономику США в случае, если мировая экономика начнет замедляться.
Какова цена постоянного переноса сроков повышения ставки? Как будет меняться инфляционные ожидания в ответ на рост стоимости денег? И как рынки отреагируют, когда начнется опережающий рост цен и рост стоимости рабочей силы в США? Как корпорации будут на это реагировать? И чем потом отвечать на замедление экономики? Ответы на эти вопросы предстоит дать Пауэллу уже в ближайшее время.