Гении или злодеи? Повелители мира и меняющие реальность новаторы или всадники Апокалипсиса? Что из себя представляют современные Apple, Google, Facebook и Amazon, какие силы за ними стоят и куда они толкают мир, в котором мы живем? “The Four” Скотта Гэллоуэя в еженедельной книжной рубрике на канале InvestFuture!
********************
Скотт Гэллоуэй — предприниматель, основатель или сооснователь девяти компаний, профессор Школы бизнеса Леонарда Н. Штерна в Нью-Йоркском университете, входивший в список 50 лучших в своей профессии, преподаватель MBA.
Книга Гэллоуэя, один экземпляр которой мы по доброй традиции разыграем в конце выпуска - переведенный на десятки языков мира бестселлер The New York Times. Книга будет интересна всем, кто интересуется внутренней кухней крупных бизнес-империй и хочет узнать о бизнесе затронутых в дискуссии автора с читателем корпорациях больше, чем доступно при первом, обычно беглом и непрофессиональном, взгляде. Автор без стеснений закапывается в грязное белье и демонстрирует нам изнанку гламурной и сверкающей деятельности компаний, занявших в жизнях миллионов людей безальтернативное положение.
Как этим компаниям удалось добиться такого влияния? Каким образом они выстроили свое взаимодействие с властями и обществом так, что ради них пересматриваются правила существования и деятельности компаний? Как их фантастические масштабы и авторитет скажутся на перспективах развития бизнеса и мировой экономики, и, наконец, есть ли на горизонте хоть кто-то, способный свергнуть их с пьедестала или они уже настолько укоренились в мире, что ни человек, ни другие корпорации, ни даже государства не в силах их остановить? Вот список основных вопросов, мучивших Скотта Гэллоуэя, когда он брался за исследование историй создания, развития и деятельности компаний, выведенных автором в пул особенных. Поиск ответов и привел его к написанию этой книги. Многим она поможет взглянуть на мир под несколько иным углом, но главным фанатам упомянутых компаний, вероятнее всего, покажется попыткой посягнуть на святое.
Автор профессионально анализирует стратегии «Четверки», скрытые за общедоступными пресс-релизами и финансовыми отчетами. Он показывает, как эти компании манипулируют фундаментальными эмоциональными потребностями, которые управляют нами с доисторических времен. Причем манипулируют с такой скоростью и в таких масштабах, что другим не угнаться. Кроме того, он рассказывает о том, какие уроки для собственного бизнеса или карьеры каждый может извлечь из их историй успеха.
Гэллоуэй в самом начале знакомит нас с главным идеологическим противостоянием своей книги: с двумя полярными видениями влияния бизнеса четырех техногигантов на окружающую действительность.
- Оптимистическое видение. За последние 20 лет эти четыре титана принесли человечеству больше радости, материальных благ и открытий, чем любая другая организация за всю историю человечества. Они создали сотни тысяч рабочих мест с высокой зарплатой. Благодаря им мы получили возможность носить в кармане суперкомпьютер, в странах третьего мира появился интернет, а суша и океаны планеты стали отображаться на картах с невиданной доселе детализацией. Это все правда, и такую интерпретацию поддерживают тысячи медиа и представителей новаторского класса. Но автор поддерживает представителей другого лагеря, видение которого по контрасту назовем пессимистическим.
- Гэллоуэй называет эти компании “Четырьмя всадниками Апокалипсиса” и знакомит нас с их “темной стороной” С той самой стороной, которая известна, но не афишируется. “Знакомьтесь”, - говорит Гэллоуэй, - “Ритейлер, который не платит налог с продаж, бесчеловечно обращается с сотрудниками и уничтожает сотни тысяч рабочих мест, считаясь при этом примером инновационного подхода в бизнесе (Amazon).
Компьютерная компания, которая отказывается раскрывать гос.органам информацию о подготовке теракта в стране и пользуется почти полной поддержкой высокопоставленных фанатов, относящихся к ней с почти религиозным благоговением (Apple).
Соц.сеть, которая совершенно не фильтрует публикуемую информацию на предмет ее реальности, анализирует тысячи фото ваших детей, превращает ваш телефон в подслушивающее устройство и продает полученные данные компаниям из списка Fortune 500 (Facebook).
И, наконец, рекламная площадка, контролирующая на отдельных рынках до 90 процентов наиболее доходного сектора массовой информации, но при этом избегающая антимонопольные регулировочные меры благодаря агрессивным судебным разбирательствам и усилиям лоббистов (GOOGLE).”
Интересно, что книга написана в тот период времени, когда фондовый рынок был еще таким, каким ему положено быть - центробанки не вливали дешевую ликвидность, домохозяйства расходовали свои деньги больше на реальные сектора экономики, чем на брокерские счета, компании росли органически, без допинга, как происходит сейчас. Собственно, во многом поэтому речь о трилионной капитализации Гэллоуэй ведет лишь в сослагательном наклонении. При чтении создается ощущение, что между текущим моментом и моментом написания книги прошло, как минимум, лет 10, но никак не фактические три. Посудите сами, в 2017 Гэллоуэй лишь дает прогнозы относительно того, кто из этих мамонтов первым достигнет капитализации в триллион долларов, и какие препятствия могут возникнуть у каждого из них на пути к заветной отметке. К концу 2020 года из рассмотренной четверки только Facebook, сотрясаемый постоянными скандалами, так и не смог ни разу преодолеть заветную отметку. Apple стоит уже более $2 трлн, Amazon - $1,6 трлн, а Google - $1,1 млрд.
Большую часть книги автор рассматривает каждого из четырех гигантов в отдельности, разбирая их стратегии и извлекая уроки из их опыта руководства бизнесом. Кроме того, он рассказывает о методах манипулирования государственными органами и конкурентами, позволяющими представителям “Четверки” присваивать интеллектуальную собственность. Также Гэлолуэй пытается выявить и отбросить мифы, которые “Четверка” культивирует вокруг происхождения своего конкурентного преимущества; демонстрирует нам, как эти компании эксплуатируют наши простейшие инстинкты ради роста прибыли и ограждают свои рынки от потенциальных конкурентов.
По мнению Гэллоуэя, экзоскелетом компаний, занявших настолько доминирующее положение на рынке, стал так называемый Т-алгоритм (Триллионный алгоритм. Здесь автор выделяет 8 факторов:
- Дифференциация продукта;
- Привлечение капитала;
- Глобальный охват;
- Имидж;
- Вертикальная интеграция;
- Искусственный интеллект;
- Катализатор карьеры;
- География (Кремниевая долина).
Во время чтения книги нельзя не задаваться вопросом: неужели у этих ребят настолько все хорошо, что их в самом деле не смогут остановить ни конкуренты, ни законы? Но здесь на авансцену выходит старая добрая человеческая природа и жажда хотеть большего, чем уже имеешь. Сказать, что представители “Четверки” не любят друг друга - значит сильно преуменьшить размер существующего напряжения. Как только легкая добыча в их отдельных секторах закончилась, они начали конкурировать друг с другом, и в этой борьбе рано или поздно неминуемо прольется корпоративная кровь.
Так, Amazon стал конкурентом Apple в области распространения музыки и фильмов, а также в выводе на рынок голосовых помощников. Amazon - главный клиент Google, конкурирующий с ней за поиск: уже три года назад 55% пользователей начинали поиски конкретного товара на сайте Amazon, и только 28% - на поисковиках типа Google. Кроме того, Amazon и Google долгое время на равных шли в сфере развития облачных решений. Эту гонку Google проиграла, уступив еще и второе место: компании Microsoft Билла Гейтса. Не от Безоса единого страдает поисковой гигант: с другой стороны Google атакуется Facebook_ом, отбирающим долю поискового гиганта в сфере интернет-рекламы по мере эпохального перехода от компьютеров к носимым гаджетам. Apple и Google сражаются друг с другом в дуэли операционных систем для главного устройства современной эпохи - смартфона
Ну и, конечно же, Гэллоуэй, подобно аналитическим отделам банков, прогнозы которых мы иногда упоминаем на канале, не мог в подобной книге не попытаться заглянуть в будущее и обозначить свой пул компаний, которые могут вытеснить одного из рассмотренных гигантов из топовой четверки или расширить “Четверку” до “Пятерки-шестерки”. Оглядываясь назад с высоты нашего 2020го, какие-то названия вызовут ухмылку или даже насмешку, тогда как другие - лишь удивление от прозорливости автора. Итак, в списке Гэллоуэя следующие компании: Alibaba, TESLA, Uber, Walmart, Microsoft, AirBNB и меняющий концепцию бизнеса старичок, выпивший эликсир молодости - IBM. Относительно каждой из них Гэллоуэй приводит факторы, которые могут поспособствовать вмешательству в “Четверку”. И это еще один триггер прочитать книгу, так как появляется возможность под еще одним углом рассмотреть бизнес этих интересных компаний и оценить, осуществились ли представленные автором прогнозы.
*****************************************
Гэллоуэй отмечает, что герои и новаторы прошлого создавали и продолжают создавать сотни тысяч рабочих мест, тогда как оптимизирующие всё и по всем направлениям технологические гиганты стремятся количество работников сократить настолько, насколько это вообще возможно. Например, Unilever с капитализацией $156 млрд. на момент публикации книги обеспечивал работой 171 тысячу человек по всему миру; Intel платил зарплату 107 тысячам человек при капитализации $165 млрд. При этом капитализация Facebook составляла $448 млрд, но работой при этом обеспечивала лишь 17 тысяч сотрудников. Автор обеспокоен, что в перспективе население США может расслоиться на три миллиона “феодалов” и 350 миллионов “крепостных”, так как большая часть населения страны вынуждена бороться за крошки, падающие со столов техногигантов.
Есть в его обеспокоенности доминирующим положением представителей “Четверки” и спорные моменты. В частности, тот же вопрос рабочих мест. Гэллоуэй переживает за создание глобальными игроками идеальных условий труда для незаурядных людей, и выражает обеспокоенность судьбой заурядных, которым не остается почти ничего. Но разве не лучше для самих людей и общества в целом выбирать стремление непрерывно развивать себя и двигаться в зону “незаурядности”, чем просто плыть по течению и надеяться, что хоть какая-то работа точно будет всегда? Понятное дело, что рабочих мест в топовых корпорациях на всех не хватит, но люди, стремившиеся туда попасть, но не попавшие, могут двигать на новый уровень другие бизнесы. Возможно даже способствуя созданию, в том числе и от желания что-то кому-то доказать, конкурентов все тем же гигантам. В конечном итоге плюсов просматривается значительно больше, чем минусов.
Автор не призывает вешать на этих рыцарей, обуздавших прогресс, ярлыки “злодеев”. Гэллоуэй точно уверен, что знания о “Четверке” помогут всем остальным людям, не вовлеченным в ее внутренние структуры, лучше ориентироваться в цифровой экономике и обеспечить финансовое положение своей семьи. Автор надеется, что книга поможет нам, читателям, достичь обеих этих целей.