InvestFuture

Всемирный банк назвал 2 фактора для роста ВВП России

Прочитали: 657

Повышение производительности и увеличение инвестиций в человеческий капитал – вот факторы, необходимые для достижения устойчивого и всеобъемлющего экономического роста в интересах всех граждан Российской Федерации, указывается в исследовании экономики РФ, которое было подготовлено экспертами Всемирного банка и представлено сегодня в рамках Гайдаровского форума 2017 г.

C 2012 г. в России наблюдается значительное замедление темпов роста вслед за периодом первой декады 2000-х годов, когда благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и уверенные макроэкономические показатели способствовали достижению всеобъемлющего экономического роста и высоких его темпов.

С окончанием глобального сырьевого суперцикла, и особенно с резким падением цен на нефть - основной экспортный товар России - российская экономика вошла в рецессию; начался сложный период приспособления экономики к новым условиям. Недостаточная диверсификация экономики и сильная зависимость от нефти и нескольких других стратегических секторов существенно обострили уязвимость России к шокам от изменения условий внешней торговли.

В ходе кризиса 2014 г. обнажилась экономическая уязвимость России. В условиях нарастающей бюджетной нагрузки все труднее финансировать основополагающий общественный договор, в соответствии с которым государство обеспечивает рабочие места, предоставляет государственные услуги и масштабную систему трансфертов и субсидий. Снижение темпов роста сбережений и кредитования привело к ещё большему сокращению внутреннего спроса, а масштабный отток капитала усилил отрицательные тенденции в инвестициях. В условиях низкого уровня инвестиций ограничивается среднесрочный потенциальный рост и обостряется потребность в новых факторах роста.

Авторы исследования Всемирного Банка выявляют два основных пути для роста ВВП РФ: (а) повышение производительности для обеспечения диверсифицированного экономического роста и (б) дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам. Кроме того, в докладе выявляются три ключевые предпосылки для обеспечения более высокой траектории экономического роста, такие как улучшение государственного управления, реформа бюджетной системы и совершенствование практики управления обширными природными ресурсами в России.

Прогресс во всех этих областях исключительно важен для того, чтобы в России можно было вновь обеспечить устойчивый рост и дальнейшее всеобщее процветание для ещё более широких слоёв населения.

Повышение производительности для обеспечения диверсифицированного роста

В рамках первого пути определяются направления, где необходимы новые подходы, которые позволяли бы восстановить производительность; при этом акцент ставится на режиме регулирования деятельности компаний, развитии инфраструктуры и обеспечении связности, ограничениях для инноваций, осуществляемых компаниями, а также на формировании навыков работников.

Предлагаемые меры Создать равноправные условия для всех предприятий путем совершенствования условий конкуренции и оптимизации требований регулирования, таких как режим проверок, с целью стимулирования предпринимательства и развития МСП. Диверсифицировать и развивать финансовый сектор, чтобы улучшить доступ к финансированию для МСП, внедрить инструменты долгосрочного финансирования и снизить стоимость кредита. Устранить нетарифные барьеры, способствовать внешней торговле за счет более активного использования технологий управления рисками, оптимизировать процедуры международного транзита, повысить прозрачность внешнеторгового законодательства и работать над устранением фрагментации в стимулировании внешней торговли. Содействовать мобильности трудовых ресурсов за счет развития рынка жилья и транспортных сетей, сокращения нормативных требований, препятствующих перемещению трудовых ресурсов и оказание помощи людям, несущим высокие расходы по поиску работы и переезду.

Россия обладает значительным потенциалом возобновления роста производительности за счет устранения ограничений, существующих на уровне всей экономики, предприятия и отдельного человека. Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне всей экономики, включают в себя сохраняющиеся проблемы в части инвестиционного климата, искажение рыночных и внешнеторговых механизмов, изношенный основной капитал и недостаточную связность. Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне предприятия, связаны с ограниченной инновационной деятельностью, а также с факторами, ограничивающими производительность на уровне работника.

Предлагаемые меры Устранить инфраструктурные узкие места на основных торговых коридорах и улучшить услуги логистики. Совершенствовать связность и транспортную инфраструктуру и услуги в отстающих регионах и городах. Совершенствовать управление государственными инвестициями: повысить экономический эффект от инвестиций в общественную инфраструктуру путем повышения институциональных возможностей планирования и управления масштабными проектами на транспорте и в логистике, а также более широко использовать ГЧП.

Частные предприятия в России считают дефицит навыков одним из самых серьезных факторов, ограничивающих их развитие и рост. Несмотря на очень высокий уровень формального образования у российских работников, современные качество и содержание образования не способствуют формированию квалификаций, востребованных на рынке труда.

Предлагаемые меры Поддерживать догоняющие инновации и рост внутреннего потенциала предприятий за счет интервенций со стороны предложения, направленных на содействие предприятиям в повышении их потенциала, а также за счет реформ со стороны спроса, направленных на создание более конкурентных рынков, сокращение регулирования и усиления защиты интеллектуальной собственности. Совершенствовать российскую научно-технологическую и инновационную базу и повышать ее вклад в экономику за счет улучшения координации и планирования интервенций. Привести в соответствие спрос и предложение на рынке труда за счет использования эффективных стимулов для замены содержания, формы и методов подготовки кадров, повышения возможностей системы профессиональной подготовки и создания современной информационной системы для обмена информацией о спросе и предложении квалификаций и рабочих мест.

"Формирование более благоприятной инвестиционной среды, совершенствование инфраструктуры (особенно повышение транспортной связности), укрепление инновационного потенциала и формирование навыков, востребованных рынком, совершенно необходимы для того, чтобы повысить производительность, и, таким образом, являются ключевыми для поддержания экономического роста в последующие годы", - заявил Сирил Муллер, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии, представляя Комплексное диагностическое исследование в Москве.

Дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам

В рамках второго пути обозначены основные направления реформ, призванных снизить уязвимость за счёт совершенствования человеческого капитала и улучшения доступа к государственным услугам. Инвестиции в человеческий капитал и дополнительные реформы рынка труда совершенно необходимы для того, чтобы повысить равенство возможностей.

Предлагаемые меры Совершенствовать охрану здоровья, профилактику заболеваний, раннее обнаружение и лечение неинфекционных заболеваний (НИЗ). Переориентировать предоставление услуг здравоохранения на первичную медицинскую помощь, чтобы справиться с нарастающей эпидемией НИЗ, избежать неуправляемой эскалации расходов на здравоохранение в среднесрочный период и бороться с преждевременной смертностью среди мужчин и менее обеспеченных социально-экономических групп населения. Увеличить в пределах возможностей бюджета финансовые ресурсы, направляемые на амбулаторно-поликлинические услуги, включая улучшение доступа для более бедных домохозяйств.

Рынок труда снова мог бы стать источником роста доходов уязвимых категорий населения, для чего потребуется повышение качества услуг здравоохранения и образования, а также укрепление российской системы социальной защиты. Задача для сложной системы социальной защиты в России состоит в том, чтобы повысить её эффективность и устойчивость, а также адресность программ социальной помощи, направив их наиболее уязвимым категориям населения.

Предлагаемые меры Повысить доступность, качество и эффективность образования в регионах, а также доходы на всех уровнях системы образования, от дошкольного до высшего. Увеличить финансирование образования, повысив при этом эффективность финансирования общественной инфраструктуры и уменьшить предпочтение в отношении сильных школ и более богатых регионов.

"Рабочие места лучшего качества – ключевой фактор для сохранения всеобщего процветания",- отметила Ана Ревенга, Заместитель главного экономиста Всемирного банка. - Благодаря более эффективным инвестициям в человеческий капитал работники смогут сохранять здоровье, жить дольше и формировать навыки на протяжении всей своей трудовой жизни".

Хотя в последние годы некоторые показатели здоровья населения улучшились, продолжительность жизни (особенно у мужчин) низка, а за средними показателями по стране скрываются значительные различия в показателях состояния здоровья между регионами и социально-экономическими группами. Хотя пенсии оказали большее воздействие на снижение уровня бедности, чем социальная помощь, однако коэффициент замещения пенсий невелик; при этом состояние бюджета пенсионной системы усугубляется относительно низким официальным возрастом выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 для мужчин).

Предлагаемые меры Повысить эффективность и результативность социальной помощи за счет совершенствования увязки их задач и инструментов, консолидации дублирующих программ и повышения адресности. Повысить гибкость институтов рынка труда и ограничить льготы по взносам в фонды социального страхования в целях сокращения неформального сектора и повышения доходов социальных фондов.

Необходимые условия для достижения устойчивого экономического роста

Устойчивое продвижение по направлениям, обозначенным в рамках вышеупомянутых двух путей, обусловлено прогрессом в части совершенствования государственного управления, поддержания устойчивости бюджета и повышения эффективности управления природными ресурсами. Меры, призванные повысить эффективность борьбы с коррупцией, качество регулирования, укрепить корпоративное управление, а также повысить подотчётность и способности предоставлять государственные услуги являются важнейшими элементами при формировании более качественной среды государственного управления.

Предлагаемые меры Ускорить реализацию Плана по противодействию коррупции и гарантировать беспристрастное, прозрачное и предсказуемое применение законов путем совершенствования институциональных сдержек и противовесов и механизмов общественной подотчетности. Совершенствовать систему государственных закупок, чтобы обеспечить возможности предприятиям конкурировать за государственные контракты на федеральном и субфедеральном уровнях. Более эффективно использовать возможности электронного правительства с целью упрощения административных процедур, повышения эффективности экономической деятельности и расширения доступа к услугам в городах и в сельской местности (здравоохранение и образование), особенно для уязвимых слоев населения. Стимулировать внедрение нового Кодекса корпоративного управления, особенно государственных предприятий, финансовых посредников и компаний, зарегистрированных на российской бирже, чтобы устранять существующие недостатки корпоративного управления, включая проблему независимости и подотчетности советов директоров, недостаточную корпоративную прозрачность и слабую защиту прав миноритарных акционеров. Совершенствовать предоставление услуг путем более тесной увязки механизмов финансирования, стратегий и результатов от этапа планирования до завершения.

С учётом сложной ситуации с бюджетом требуется как можно скорее разработать стратегию для управления рисками в налогово-бюджетной сфере и повышения эффективности и результативности расходов в краткосрочной и среднесрочной перспективе на общенациональном, региональном и местном уровнях. Для того, чтобы сохранять устойчивость общего прогресса, России необходимо сохранять обширные природные богатства и окружающую среду в интересах будущих поколений.

Предлагаемые меры Увеличить ненефтяные доходы, повышать эффективность и результативность расходов, особенно инвестиций в инфраструктуру и социальных расходов, снижать бремя ожидаемой бюджетной консолидации и сохранять бюджетные возможности для вложений в инфраструктуру и защиты бедного населения. Принимать меры по проблеме старения населения, создающей дефицит бюджета: продвигать пенсионную реформу, особенно повышение пенсионного возраста, изменения тарифов взносов в фонды социального страхования или переход от бюджетного финансирования социального страхования к финансированию на основе взносов, а также пересмотреть политику на рынке труда с целью увеличения доли работающего населения. Совершенствовать управление и снижать риски условных бюджетных обязательств на всех уровнях государственного управления.

"Реформы необходимо проводить немедленно - хотя эффект от реализуемых мер во многих областях будет ощущаться только в среднесрочной и более отдалённой перспективе. Необходимо принять меры - не дожидаясь роста неравенства и уязвимости в условиях сложной финансовой ситуации, до того, как последствия демографических изменений станут представлять собой слишком серьёзную проблему для рынка труда и лягут тяжким бременем на бюджет, и прежде, чем возможность закрепить результаты успешного экономического роста будет утрачена , - добавил Сирил Муллер. - В связи с этим, я с воодушевлением смотрю на усилия, направленные на формирование комплексной экономической стратегии, которая призвана устранить ключевые факторы, препятствующие достижению в перспективе более высоких темпов экономического роста".

Кроме того в докладе отмечается необходимость совершенствования управления экологией и природными ресурсами. Предлагаемые меры Совершенствовать применение экологической политики для обеспечения устойчивости роста: повышать межведомственную координацию политики и регулирования использования природных ресурсов; повышать доступность экологической информации для обоснованного принятия решений; повышать эффективность применения природоохранного законодательства. Приспосабливаться и уменьшать риски изменения климата и природных катаклизмов путем защитных мер, препятствующих деградации почв и уязвимости к шокам, связанным с погодными условиями, в том числе за счет продвижения передовых сельскохозяйственных подходов. Улучшать управление лесными и водными ресурсами. Снижать углеродосодержащие выбросы путем повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии. Компенсировать истощение природных богатств за счет устойчивых инвестиций в человеческий и физический капитал, поддерживать обслуживание невозобновляемых водных и лесных ресурсов и диверсифицировать экономический рост, развивая отрасли, не связанные с серьезным загрязнением окружающей среды. Улучшать утилизацию отходов и ликвидировать прошлый экологический ущерб.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Всемирный банк назвал 2

Поделитесь с друзьями: