С октября протесты в Ираке и Ливане потрясли ближневосточный регион, когда сотни тысяч молодых людей вышли на площади, скандируя лозунги Арабской весны 2011 года, призывая к свержению режима.
Все протесты на Ближнем Востоке за последние 10 лет были очень разными. Однако между Ираком и Ливаном наблюдается довольно странное сходство. В обеих странах разделенные на слои общества, которые пережили болезненные гражданские войны. В обеих странах есть разделение власти или политические пакты, которые пытаются сохранить мир за счет разделения добычи государства, роли правительства и административных должностей. Места в парламенте распределяются по этно-сектантскому признаку. Но еще более зловещее сходство заключается в том, что Иран, США и Саудовская Аравия вмешивается во внутренние дела Ирака и Ливана.
США и Саудовскую Аравию больше всего беспокоит финансовая, политическая и военная поддержка Ираном ливанской «Хезболлы» и доминирующего иракского политического класса в Багдаде от партии Дава до группировки боевиков Хашд аш-Шааби. В первые дни протестов в Ираке в октябре, снайперы в черной одежде, которые, возможно, были иранскими силами, стреляли с крыш Багдада в противников с помощью боевых патронов. В Ливане неизвестные лица, предположительно находившиеся на стороне «Хезболлы», уничтожили палатки протестующих и напали на них на улицах Бейрута.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи уже высказал свою точку зрения на ливанские и иракские протесты. Он напомнил, что Иран знает, как разместить вооруженные силы и подавить протесты. Столь явный намек имел отношение не только к тому, как Иран подавил собственные протесты против коррупции и экономического кризиса в 2017–2018 годах - арестовав почти 7 тыс. человек и отреагировав на протесты силой.
Протестующие научились на печальном опыте у предыдущих участников Арабской весны использовать свое огромное количество, чтобы забаррикадироваться и не отдавать ни дюйм площади Багдада Тахрир и площади мучеников Бейрута. Они используют социальные сети, привлекая к себе всеобщее внимание. В случае с иракцами, они находят альтернативные способы передавать свои сообщения и видео в мир, когда правительство перекрывает интернет.
Иракские и ливанские активисты использовали националистические идеи, чтобы противостоять существующим идеям о политических лидерах. Протестующие в Ираке и в Ливане выходят на улицы с плакатами, надписи на которых гласят, что сектантство - источник всех бед в их странах. Они все чаще пытаются противостоять высказываниям правительств и их СМИ, что протестующие проплачены западными спецслужбами.
В Ливане и Ираке протестующие хотят пересмотреть всю политическую структуру, которая использует сектантство, оправдывая неумелость, которая зависит от клановости, ведет к системной коррупции, поощряет политические конфликты. В отличие от предыдущих движений Арабской весны, протестующих больше не удовлетворит простое смещение с поста премьер-министра и президента.
Обе страны страдают от огромного разрушения и недостаточного финансирования государственной инфраструктуры и услуг. Протестующая молодежь не помнит иностранных вторжений и гражданских войн. Она просто хочет, чтобы действующее правительство стабильно поставляло электроэнергию, ответственно управляло государственным бюджетом, находило способы стимулировать рост рабочих мест. Слишком много иракцев жалуются на то, что сектор безопасности — одно из немногих мест, где можно найти рабочие места. Молодые протестующие Ливана считают, что на фоне 40%-й безработицы среди молодежи им нужно покидать страну наряду с подавляющим большинством других ливанцев и искать достойную работу.