InvestFuture

Российские активы в офшорах достигают 50% ВВП

Прочитали: 1177

Швейцария, создавшая в 1920-х гг. трансграничное управление богатством, была какое-то время единственным налоговым убежищем в мире. Однако с 1980-х гг. у налогонеплательщиков появился огромный выбор: они могут скрыть свои активы в любом месте от Багамских островов до Гонконга.

Доля мирового богатства, находящаяся в офшорах, резко увеличилась. Но всегда было трудно назвать сумму и владельцев. Лишь единицы офшорных зон раскрывали в прошлом подобную информацию.

Однако в 2016 г. многие из них разрешили Банку международных расчетов (БМР) сделать доступной статистику банковских операций. На основе этих данных трое экономистов - Аннет Алстадсатер, Нилс Йохансен и Габриэль Цукман - в своем последнем исследовании заключили, что налоговые убежища хранят богатства, равные примерно 10% глобального ВВП.

Но за этим средним показателем скрываются значительные вариации. Так, находящиеся в офшорах российские активы достигают 50% ВВП страны, а у Венесуэлы, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов они в диапазоне 60-70%.

Великобритания и континентальная Европа имеют не более 15%, а вот скандинавские страны - всего несколько процентов.

Один из выводов исследования в том, что высокие налоговые ставки, как в Дании или Швеции, не толкают людей в офшорные зоны. Гигантские офшорные богатства коррелируются с такими факторами, как политическая и экономическая нестабильность, а также изобилие природных ресурсов, отмечает британский журнал The Economist.

Географическая близость к Швейцарии также остается хорошим индикатором. Но объем хранящихся там активов сократился после финансового кризиса, в то время как в Гонконге он увеличился в шесть раз с 2007 по 2015 гг.

Эта территория сегодня занимает второе место после Швейцарии. Цукман объясняет это изменение внешним давлением на швейцарские банки после недавних скандалов, а также резким ростом богатства в Азии.

Анализ офшорных холдингов показывает, что имущественное неравенство даже больше, чем раньше считалось. В Великобритании, Франции и Испании 0,01% домохозяйств хранят 30-40% своего богатства в налоговых убежищах. В России они переводят туда большую часть.

В Америке доля богатств, принадлежащих самым богатым 0,01%, такая же высокая сегодня, как в начале XX века в Европе. Доля богатства супербогатых увеличивается при учитывании офшорных данных.

Но все еще отсутствует много информации. Несколько крупных центров, включая Панаму и Сингапур, до сих пор не раскрывают эту статистику. Кроме того, данные БМР охватывают лишь банковские вклады, а не ценные бумаги, в которых хранится большая часть офшорного богатства.

Исследователи сделали свою оценку неизвестных объемов, но их цифра скорее консервативная.

Цукман уверен, что необходимо заставить налоговые убежища быть более прозрачными, а на компании, которые способствуют уклонению от уплаты налогов, должны быть наложены более жесткие штрафные санкции.

Штрафы часто рассматриваются как цена ведения бизнеса, и они все равно небольшие по сравнению с прибылью. Угроза отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности была бы более сильным средством устрашения.

"Во всем мире существует большой спрос на услуги по уклонению от уплаты налогов, - говорит Цукман. - Без достаточно жестких санкций всегда будет предложение для удовлетворения этого спроса".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.46 из 5)
InvestFuture logo
Российские активы в

Поделитесь с друзьями: