InvestFuture

Alibaba и умный бизнес будущего

Просмотров: 2282
Alibaba и умный бизнес
Автор:Цзэн Мин
Жанр: Учебная литература, Научная литература, Книги о бизнесе
Год выпуска:2018
Количество страниц:380
ISBN:978-5-9614-2420-1

В эфире традиционная книжная рубрика. Сегодня мы обсудим книгу Цзэна Мина «Alibaba и умный бизнес будущего».

Эта книга поможет лучше ориентироваться в китайском бизнесе. Она будет полезна, если вам интересно узнать, как небольшое предприятие Джека Ма превратилось в могущественную Alibaba Group (BABA). Или если вы интересуетесь инвестициями в азиатские и китайские бумаги.

Об авторе

 

Давайте начнём с личности автора. Цзэн Мин получил докторскую степень по международным бизнес-стратегиям в университете Иллинойса, США. Затем работал во французском исследовательском институте INSEAD. 

В 2002 году Мин начал заниматься консалтингом, выступал с лекциями по стратегии для представителей Alibaba Group. В это время он познакомился с основателем компании Джеком Ма. В 2006 году Джек предложил Цзэну присоединиться к Алибаба в качестве «офицера по стратегии».

 

К 2018 году Мин сделал неплохую карьеру: он занял место председателя академического совета Alibaba Group. А также стал деканом Школы предпринимательства Хупань, основанной Джеком Ма и другими китайскими бизнесменами.

На сегодня Мин выпустил три книги. Все они посвящены инновациям, которые меняют международный рынок и методы ведения бизнеса. Кстати, многие идеи, о которых Цзэн Мин говорил в своих работах, стали популярны на Западе и по всему миру. И эти идеи действительно заслуживают внимания. Достаточно сказать, что Alibaba – пионер в сфере экосистем, которые сейчас развивают Яндекс, Сбер, Amazon и многие другие компании.

В 2018 году Цзэн Мин говорил, что подход Alibaba кажется парадоксальным. Но мы видим, что спустя четыре года многие инструменты, о которых он рассказывал, очень хорошо прижились в бизнесе. Их взяли на вооружение гиганты IT-индустрии, сетевые суперсервисы и банки.

Рейтинг и стоимость книги

Теперь перейдём к самой книге «Alibaba и умный бизнес будущего». Наверняка многим интересно, сколько она стоит. Я посмотрела несколько сайтов и выяснила, что цена бумажного издания от 480 до 700 рублей. Электронная книга стоит от 480 до 580 рублей, в зависимости от площадки.

Что касается рейтинга, то книга Цзэна Мина пока не стала популярной в России, отзывов к ней немного. Однако большинство покупателей положительно оценили книгу: 4,5-4,8 из 5 баллов. В англоязычном сегменте оценки и отзывы в основном тоже хорошие.

Как появилась Alibaba?


Наверное, говоря о книге «Alibaba и умный бизнес будущего», не получится пройти мимо того, как вообще появилась эта компания. Давайте я очень кратко расскажу основные вехи.

Джек Ма создал Alibaba в 1999 году. Вместе со своими партнёрами он открыл бизнес, нацеленный на обслуживание небольших и средних экспортеров.

В том же году компания Alibaba привлекла щедрые инвестиции. Например, она получила от Goldman Sachs $5 млн. Еще $20 млн вложил японский Softbank. Правда, через полгода после запуска первых сервисов лопнул пузырь доткомов, но компании удалось удержаться на плаву, а в 2002 году – получить прибыль.

В 2003 Alibaba открыл потребительский сайт Taobao, самым близким аналогом которого можно назвать eBay. Причём в Китае Taobao переманил большинство клиентов американского сервиса.

Позже появились сервисы Ant Financial и Alipay. Они предлагают платёжные и эскроу-сервисы, а также кредиты и страховые продукты. Платёжная система Alipay очень популярна: через неё принимают деньги большинство китайских ресторанов, больницы и супермаркеты, А ещё почти миллион таксистов.

Также для Alibaba очень важна логистическая экосистема Cainiao Network. Сейчас её используют более сотни международных и национальных партнёров Alibaba.

Наконец, у компании есть собственные сервисы облачных вычислений, карты и навигация, медиа и браузеры.

В итоге компания Alibaba вошла в десятку крупнейших компаний мира по капитализации. На родине она заменяет Amazon, Google, eBay и PayPal.

Будущее – за Big Data

Но вернёмся к книге. Там очень много интересных мыслей.

Например, Цзэн Мин считает: развитие Big Data и машинного обучения влияет не только на бизнес, но и на жизни обычных людей. Процитирую.

«Даже если вы не амбициозный предприниматель, вам приходится корректировать свои роли в организациях и обществе в целом, чтобы добиться успеха или просто выжить. Я хочу поделиться с читателями крупицами мудрости, которые вынес из многолетних попыток понять изменения, связанные с технологиями. Это книга о том, как люди должны приспосабливаться к новым временам».

В книге «Alibaba и умный бизнес будущего» Мин часто говорит, что будущее за облачными технологиями и распределёными вычислениями, искусственным интеллектом и Big Data. Именно эти отрасли помогли Alibaba стать IT-гигантом. 

Кстати, сейчас именно в эти технологии и стартапы инвестирует Alphabet (Google). Недавно аналитики InvestFuture рассказывали, как это помогло компании показать лучший результат среди компаний группы FAANG. Подробнее о том, как развиваются инвестиции в IT, вы можете узнать на нашем телеграм-канале IF Stocks. 

Креативность как актив

А ещё Цзэн Мин, как и многие другие бизнес-эксперты, советует формировать ясное видение будущего. То есть, такой план, который можно будет корректировать в мире быстротечных и масштабных изменений. 

По его мнению “видение” – это мастерство, а не врождённый талант. Чтобы развить его, нужно впитывать информацию и постоянно экспериментировать, тестировать свои идеи на практике.

На примере Alibaba Мин показывает: креативность людей становится “источником стоимости” в постиндустриальной экономике. Учёный советует развивать глубокие знания и совершенствовать логику – главные конкурентные преимущества современного человека.

И ещё одна цитата.

 «В мире, где ценится интеллектуальная обработка данных, меняются способы создания стоимости. […] В Сетевом будущем нас ждут интеллектуальные онлайн-рынки, где каждый будет способен превратить свою креативность в стоимость при обслуживании себя и других».

Цзэн Мин подчёркивает, что нужно правильно выбирать свою роль в обществе или компании. Это важно, чтобы технологии сбора и обработки информации максимально раскрывали ваш потенциал. То есть, предлагали вам возможности и новые знания. 

Мин считает этот подход универсальным. Он применяет его к специалистам, клиентам и к самой площадке Alibaba. 

Бизнес-стратегия Alibaba

Кроме того, Мин уделяет много внимания адаптируемым продуктам, живым данным и машинному обучению. И вновь цитата.

«Сбор больших объемов данных труден и дорог, но чем больше релевантной информации обрабатывается, тем более ценным становится бизнес. Возникает цепочка положительной обратной связи: если вашим навигатором пользуется больше людей, алгоритмы получают новые данные, приложение становится точнее. Это привлекает новых пользователей. Такой замкнутый цикл отличает цифровой бизнес от физических продуктов».

Автор считает, что смарт-бизнес становится успешным, когда проводит “диджитализацию”, то есть оцифровку, всех процессов. 

Интересный факт: к созданию “оцифрованной” системы Alibaba подтолкнули… принтеры. Офисные устройства были не способны печатать тысячи листов в сутки, которые требовались для поступающих заказов. Они просто перегревались и выходили из строя. Поэтому компании пришлось перейти на электронный документооборот. Тогда это был вынужденный шаг, а сегодня мы видим, как “бумага” постепенно уходит в прошлое.

Мин много пишет о нестандартных решениях. Например, диджитализация помогла Alibaba стать своеобразной «соцсетью»: участники создавали в ней витрины вместо личных фото и постов. А товары показывали заинтересованным покупателям по алгоритмам, похожим на “умные ленты” в сегодняшних соцсетях.

Двигатель смарт-бизнеса — люди

Автор много говорит о людях, без которых не существует смарт-бизнес. Например, о китайских веб-знаменитостях, которых можно сравнить с инфлюенсерами в Instagram. Именно они помогли компании Taobao создать новый принцип работы: «Потребитель-бизнес», то есть C2B. Иначе Мин называет C2B «маркетинг по требованию» иkb «компании по требованию».

Как это работает? Звёзды китайских соцсетей не производили товар заранее, а готовили маркетинговую кампанию. Они открывали распродажи, когда вокруг их товаров возрастал ажиотаж. Уже после этого на фабрику поступал заказ. 

Этот принцип продолжает работать. У многих представителей C2B-бизнеса на складе может быть 10-20% готовой продукции. Однако алгоритм работает: как только подписчики сформировали спрос, партнёры веб-знаменитостей произведут нужные вещи. В Китае, кстати, так продают большинство товаров: от повседневной одежды до мебели.

К 2018 году использование алгоритмов в системе C2B помогло 30 000 сотрудников Alibaba добиться производительности Walmart, в котором трудилось около 2 млн человек. 


Машинное обучение

Машинное обучение стало основой финансовых продуктов Alibaba. Например, одна из «дочек» компании – Ant Finance Services – ориентирована на малый бизнес. А ему на китайском рынке часто было сложно. Ведь госбанки Китая долгое время работали с крупными предприятиями, и под «кредитами для малого бизнеса» понимали сумму не менее $1 млн.

Поэтому в Alibaba начали использовать разработки в сфере машинного обучения. В итоге клиенты компании могут взять кредит размером от $50 на срок до трёх месяцев.

Как же это работает? По сути, Alibaba соединила интернет-банкинг, микрокредитование и систему рейтингов на основе личных данных клиентов. Алгоритмы “узнают” историю покупок и продаж на Alibaba, проверяют партнёров в сети и мгновенно выносят решение: ставка и максимальный размер кредита.

Причём, по мнению Мина, сетевые данные богаче и точнее по сравнению с традиционной кредитной проверкой.

Как дела у компании сегодня?

В 2020 году у Alibaba Group началась «чёрная полоса». Из-за государственного регулирования чистая прибыль растёт медленнее, чем операционная. Во многом это связано с ужесточением регулирования со стороны китайских властей и их сложными взаимоотношениями с Alibaba.

При этом выручка компании продолжает расти. Она по-прежнему инвестирует в облачное направление бизнеса, а также хочет увеличить число потребителей до 2 млрд человек. Сейчас их около 1,2 млрд. Для этого планируется вовлекать представителей сельских районов и небольших городов Китая, а также развивать своё подразделение в Юго-Восточной Азии. 

Основные продукты Alibaba продолжают использовать алгоритмы и машинное обучение: в Китае пользуются Alipay и Ant Finance, а веб-знаменитости продают товары по схеме C2B. 

Вывод

Итак, друзья, мы только что разобрали книгу Цзэна Мина «Alibaba и умный бизнес будущего». Подведём итоги.

В 2018 году Цзэн Мин подробно рассказал о технологиях, которые будут влиять на будущее бизнеса. Я думаю, что его идеи о машинном обучении и сетевых сервисах можно назвать пророческими: сейчас большая часть IT-индустрии работает с ними.

Не забудьте рассказать в комментариях, читали ли вы книгу, и что показалось вам интересным.

 

 

Оцените материал:
(оценок: 38, среднее: 4.61 из 5)
InvestFuture logo
Alibaba и умный бизнес

Поделитесь с друзьями: