InvestFuture

И ботаники делают бизнес 1+2

Просмотров: 1858
И ботаники делают бизнес
Автор:Максим Котин
Жанр: Книги о бизнесе, Маркетинг, Саморазвитие
Год выпуска:2014
Количество страниц:310
ISBN:978-5-00117-474-5

”И БОТАНИКИ ДЕЛАЮТ БИЗНЕС 1+2”

Максим Котин

 

Пытливость ума, нетривиальные решения, Вселенских масштабов желание, 54 тысячи рублей сбережениями, ни одного стратегического знакомства или важного родственника и Россия-матушка как театр “боевых” действий бизнеса. Стоит ли при таких исходных данных стартовать бизнес-проект? Разбираем книгу Максима Котина “И ботаники делают бизнес” в очередном выпуске еженедельной книжной рубрики.

 

******************************

 

Книга, которая сейчас у меня в руках - это самый натуральный продукт синергического взаимодействия его величества случая, не самого популярного журналиста и не самого успешного предпринимателя. Это история Федора Овчинникова, знакомого многим из вас по различным публикациям и проектам создателя супер успешной сети пиццерий “Додо Пицца”. Но примечательна книга тем, что написана она задолго до появления этого бренда. Она написана в те времена, когда обычный (но весьма умный) русский парень, 25-летний Федор, житель совершенно обычного провинциального российского городка с двумя буквами “Ы” в названии, начал задавать себе не вполне обычные для жителей провинции вопросы касательно типичности своего существования и перспектив будущего своей семьи. 

 

Почему я вплетаю сюда случай? Потому, что если бы не он и не советские устои в периферийной России середины нулевых, гениальный предприниматель Федор Овчинников, чьи пиццерии представлены не только в России, но и в таких гегемонах мирового сообщества, как Германия, США и Китай, с большой долей вероятности стал бы широко известным в узких кругах археологом, а никаким не бизнесменом-долларовым миллионером. 

Археологией он интересовался еще со школы, а в городе работал целый институт археологии Российской академии наук. Дошло даже до того, что Федор, отработав в институте пять лет, опубликовал статью, вызвавшую большой интерес в научном сообществе. Это практически гарантировало ему интересную научную жизнь почти до самой пенсии, но в аспирантуре ему просто запретили продолжать исследования. Оказалось, что этой же темой занимался другой, более заслуженный ученый. “Уйдет на пенсию - будешь заниматься”, - сказали тогда ему. 

Он пытался протестовать, но бестолку. И ждать часа “икс” не стал, распрощавшись с археологией и начав работать маркетологом. Мы прекрасно знаем, что за пределами КАД и МКАД совершенно другая жизнь, состоящая далеко не всегда из плюсов, но они все же есть. Самый главный - если у тебя есть голова на плечах, то одно смешное для работодателя письмо в его адрес может круто изменить твою жизнь и мгновенно превратить тебя из парня с улицы в, условно, директора по маркетингу. У Федора, пусть и не поступившего в университет в Санкт-Петербурге, но хорошо учившегося в школе и обладавшего широким кругозором, голова определенно была на месте. 

Автор не слишком углубляется в биографию своего героя, но все же некоторые интересные факты, сильно повлиявшие на его становление как личности, отмечает. Мы узнаем, что после непоступления в университет и возвращения в родной Сыктывкар Федор был основателем и вождем партийной ячейки национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, выступлениями представителей которой был впечатлен в период пребывания в Петербурге. В партии Федор числился полгода, в течение которых был главным пропагандистом партийной газеты в регионе, расписывал баллончиками с краской стены города надписью “Смерть буржуям” и жег флаг США с выкрикиванием ругательств в адрес “проклятых янки”. Овчинников быстро повзрослел и стал серьезно расходиться с партией во взглядах, приняв решение покинуть ее.

 

Скажу пару слов и о третьей составляющей упомянутой выше синергии - авторе книги. Сейчас Максим Котин известен как не самый популярный журналист, пишущий для портала “Сноб” и имеющий противоречивую репутацию. Он далеко не кандидат на пулитцеровскую премию, но так уж вышло, что в свое время именно он обладал уникальным чутьем и стал автором биографий сразу двух бизнесменов, чей путь серьезно сдвинул парадигму мышления отечественных стартаперов - собственно, Овчинникова, а также Евгения Чичваркина. “Ботаники” - это собирательный образ, которым Котин обозначает бизнесменов этой новой волны, противопоставляя им тех, кто лучше всего умел “дружить”, “пилить” и “осваивать” в разрушительные 90-е.

Этих “ботаников” автор описывает примерно так: “они не собираются в клуб миллиардеров, не надеются захватить нефтяную вышку и не думают создавать самую большую на планете компанию. Они просто хотят чуть-чуть изменить свою жизнь. Ну и чуть-чуть изменить мир вокруг”. Каждый из них ищет ответ на простой вопрос: а что будет со мной, если я прямо сейчас, в условиях современной России, которой правят олигархи, корпорации, чиновники и силовики, возьму и брошу большую, но чужую компанию, чтобы сделать маленькую, но свою?

Котин познакомился с Овчинниковым за 4 года до публикации книги, в 2007м, когда начал читать блог молодого стартапера. Он был настолько впечатлен нетривиальным подходом к началу бизнеса, что сел на самолет и отправился в Сыктывкар. А идея книги окончательно сформировалась у него в конце 2009 года, когда из первых уст он достаточно подробно знал о пути первого бизнеса Овчинникова, и хотел на примере этого пути рассказать судьбу представителя новой волны российских предпринимателей. Ему показалось, что история этого молодого человека из города с двумя буквами “Ы” наиболее ярко раскрывала все драмы этого поколения. Автор подчеркивает, что понимает, что людям нравятся истории успеха, но он все же решил рассказать скорее историю борьбы.

 

Эта книга - история молодого мужа и отца маленькой дочки, у которого было желание создать свое дело и 54 тысячи рублей в виде сбережений. Он был убежден, что если строить бизнес на счастье покупателей, а не на их безысходности, это не может не привести к успеху. Он верил, что Вселенная всегда вознаграждает смелых и решительных; верил, что такие люди просто не могут потерпеть крах, если начинают развивать бизнес для людей в городе, где все давным-давно подчиняется общепринятым устоям.

Это история человека, который начал строить бизнес, когда все вокруг, включая родителей, лучших друзей и большинства читателей его блога, крутили пальцем у виска и предрекали неминуемое поражение, высмеивая все услышанные идеи. История человека уникальной для России ментальности и формации. История поразительного профессионального роста личности и предпринимателя. История взаимодействия с банками, холдингами и другими частными предпринимателями и рождения удивительно противоречивых, часто гениальных, но не всегда эффективных, решений. История тяжелого выживания во времена мирового кризиса, поиска себя, борьбы с принципами и идеалами, с которыми герой начинал свое дело. Это история компромиссов и попыток быть честным и открытым для всех. Как и все подобные истории, эта заканчивается предательством. 

Автор на славу постарался: книга написана прекрасным языком и не вызывает желания отложить ее в сторону и попрокрастинировать. Она захватывает как хороший детектив и держит в напряжении до самого конца, где мы переносимся в период, близкий к публикации книги, и знакомимся с первыми шагами не самого успешного - на тот момент - предпринимателя Федора Овчинникова на пути к создании уникальной на своем рынке компании, быстро подарившей ее создателю известность и богатство. И здесь же мы знакомимся с ужасающими подробностями того, как несложно было открыть такую компанию, приняв во внимания ментальность русского человека, работающего в общепите (читай везде). 

Книгу обязательно стоит прочитать всем, кто мечтает о своем деле, но считает, что открыть его в России просто невозможно, потому что вот это, а еще то, ну и пятое с десятым. Все эти экивоки отлично в работе Котина расписаны. И здесь же приходит понимание, что многие ошибки ты все равно совершишь сам, но вырастешь благодаря им значительно быстрее, чем по самой лучшей инструкции об “успешном успехе”. Ну и, конечно же, это просто маст рид для любителей покушать в фастфуде :)

 

Котин хотел создать портрет представителей новейшего поколения российских предпринимателей, описать реальную жизнь, реальные проблемы, реальные трудности, с которыми они сталкиваются. Автор хотел создать самую честную книгу о предпринимательстве в современной России. Сложно было представить лучший способ сделать это, чем рассказать о человеке, публиковавшем почти весь жизненный цикл своего проекта в блоге. Можно с уверенностью сказать, что с поставленной перед собой задачей Котин справился на отлично, внеся достойный вклад в фонд отечественной бизнес-литературы.

 

Завершу обзор еще одним убеждением Фёдора: не надо ныть, а надо смотреть в первую очередь на себя. Достаточно ли ты эффективен, чтобы платить налоги? Достаточно ли умен и силен, чтобы противостоять нечестным милиционерам или рейдерам? Достаточно ли ты прозорлив, чтобы предугадать развитие событий на два шага вперед? Правильную ли стратегию ты выбрал изначально? Если ты мечтаешь открыть свое дело и, открывая его или уже анализируя итоги, ты можешь ответить честно и детально на эти вопросы, ты просто не имеешь права останавливаться, и должен во что бы то ни стало реализовать свои мечты. Котин был прав, это не история про успешный успех, не история Большой локальной победы, но история борьбы. Борьбы очень красивой, захватывающей и поучительной.

Оцените материал:
(оценок: 43, среднее: 4.47 из 5)
InvestFuture logo
И ботаники делают бизнес

Поделитесь с друзьями: