Тикеры из выпуска: NFLX (стриминговый сервис фильмов и сериалов Netflix), SBUX (сеть кофеен StarBucks), GOOGL (американская транснациональная корпорация Google)
Вступление
Друзья, приветствую вас на канале InvestFuture. Сегодня в нашей традиционной книжной рубрике мы разберем книгу Патти МакКорд, которая называется «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix». Если кто-то не знает, Netflix — это американский стриминговый сервис фильмов и сериалов. Он позволяет смотреть тысячи разных видео через интернет.
1. Об авторе
Давайте сначала выясним, что мы знаем об авторе.
Патти МакКорд – карьерный консультант и одна из идеологов Netflix, больше 12 лет работала в международных компаниях и стартапах Силиконовой долины. В 1998 году она вместе с исполнительным директором Netflix Ридом Хастингсом создала презентацию о корпоративной культуре компании. И можно без преувеличения сказать, что идеи Патти МакКорд повлияли на бизнесменов и стартапы по всему миру.
С 2015 года Патти активно выступает на конференциях американского частного некоммерческого фонда TED. Там она делится своим опытом работы в качестве кадрового специалиста.
Интересно, что за свою карьеру Патти выпустила только одну книгу: «Сильнейшие». Именно ту, которую мы сегодня и рассматриваем. Книга вышла в 2018 году, как раз тогда, когда Netflix начал завоёвывать рынок стриминговых сервисов по всему миру.
Работа Патти МакКорд стала бестселлером Amazon 2019 года. А Business Insider включил «Сильнейших» в ТОП-10 лучших книг о бизнесе.
Из-за пандемии коронавируса сервисы Netflix обрели огромную популярность, ведь спрос на фильмы онлайн резко вырос. Так что опыт этой компании сегодня стал ещё более ценным.
2. О чём книга?
Теперь давайте посмотрим, о чём книга «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix». Её часто предлагают читать руководителям, бизнесменам и кадровым специалистам. Ведь книга учит, как быстро адаптировать компании к современным условиям рынка.
Впрочем, она подойдёт и обычным людям, которые устали работать по шаблонам офисной культуры, пытаются стать продуктивнее и развиваться самостоятельно. Для них «Сильнейшие» станут великолепным чтением для мотивации.
В книге Патти МакКорд подробно рассказывает, какие практики помогли Netflix так сильно преобразиться. Ведь она превратилась из локального сервиса по доставке DVD-дисков в “отцов-основателей” новой отрасли IT с огромной аудиторией. И благодаря Netflix изменился весь рынок фильмов и сериалов.
Правда, критики отмечали, что многие идеи не новы. Тезисы Патти напоминают те, которые предлагал Джим Коллинз в другом бестселлере о бизнесе: «От хорошего к великому». Оба этих автора многократно повторяют: очень важно создать команду, которая будет отвечать задачам и вызовам компании.
Скажу ещё по поводу стиля. К сожалению, русский перевод книги потерял простоту и изящество оригинала. По сравнению с английской версией текст более вязкий и читается тяжелее. Если вы читаете на английском, то стоит найти оригинальную версию.
3. Главные правила корпоративной культуры Netflix
Давайте теперь перейдём к основным принципам, которые озвучиваются в книге.
По мнению Патти МакКорд, 80% успеха любой компании — это люди и связи между ними. Чтобы такие связи возникали, нужно создать для сотрудников открытую площадку для дискуссий и споров. Это поможет развивать у персонала честность.
Вот, например, цитата: [Одно из самых важных умений, которые должен усвоить любой человек в бизнесе, заключается в том, что честно и уважительно говорить людям правду – это не жестокость. Напротив, быть прозрачным и говорить людям то, что им нужно услышать, – единственная возможность быть уверенным, что они доверяют вам и понимают вас].
Проблеме честности и открытости в «Сильнейших» уделяют много внимания. Патти подчёркивает: «тотальная правда» стала корпоративной парадигмой Netflix, вокруг которой строились все взаимоотношения в коллективе.
Именно поэтому руководство Netflix отказалось от рекламы ложных ценностей – так называли всё, что, на первый взгляд, заставляет людей приходить на работу.
Ещё одна цитата: [Возьмите нашу политику отсутствия отпуска, получившую столько внимания прессы. Мы сказали людям, что можно брать столько времени на отдых, сколько они считают нужным, просто обсудив это со своим менеджером. И знаете, что произошло? Люди брали неделю или две летом, выходные на праздники, несколько дней здесь и там, чтобы сходить на спортивную игру детей, – точно так же, как делали раньше].
По мнению Патти, не нужно завлекать соискателей соцпакетом и безлимитным кофе в офисе. Вместо этого надо говорить о проблемах, которые будущему сотруднику предстоит решать. По мнению автора, главной движущей силой Netflix в итоге стали те люди, которым доставляло удовольствие преодолевать трудности вместе с командой.
Ещё одна хорошая цитата: [Великие команды создаются без стимулов, процедур и соцпакетов. Они организуются посредством привлечения талантливых людей, взрослых и желающих справляться с трудностями, а также посредством последующего общения между собой, ясного и продолжительного, о том, в чем состоит эта трудность]
Внутри команд принцип «тотальной правды» реализовали так: каждому сотруднику дали право высказать и аргументировать свою точку зрения. Причём это право одинаковое и у руководителей, и у подчинённых.
Ещё Патти отмечала, что очень важно следить за тоном дискуссии, особенно когда у сотрудников появились претензии друг к другу. Это помогает выработать взаимоуважение в компании и избежать «войны кланов».
И ещё небольшая цитата: [Мы хотели, чтобы люди исходили в своих действиях из того, что будет лучше для клиента и компании, а не из желания доказать свою правоту.]
Как этого добиться? Патти предлагает напоминать всем участникам споров о том, что у них есть общая цель. В Netflix такой целью считали улучшение качества жизни клиентов и работы сервисов.
Кроме того, МакКорд предложила руководителям использовать силу вдохновения. Как воодушевить коллектив? В Netflix для этого используют вызовы и трудности. Патти при этом отмечает, что привычные стимулы работают плохо и больше подходят для дрессировки животных.
Идеальный сотрудник Netflix должен не бояться проблем и любить преодолевать препятствия. Автор считает, что именно благодаря таким людям компания смогла пережить «пузырь доткомов» 2001 года. Напомню, что это один из крупнейших фондовых коллапсов новейшей истории. Обвалился технологический индекс NASDAQ, и это вызвало банкротство огромного количества интернет-стартапов.
По словам Патти, в этот момент Netflix тоже была на грани кризиса, и пришлось уволить треть сотрудников. Но те, кто остались, были готовы с интересом работать над многочисленными проблемами, и они их не пугали.
4. Критика
Теперь поговорим о критике этой книги.
Во-первых, многие считают, что книга «Сильнейшие» была специально написана для улучшения имиджа компании. Такие издания есть у многих корпораций – от Starbucks до Google. По мнению критиков, Патти МакКорд уделяет мало времени серьёзным кейсам, зато очень много говорит о главных принципах корпоративной культуры, которую она разрабатывала.
Во-вторых, критикуют сам подход Патти МакКорд. Якобы система взаимоотношений в Netflix больше напоминает соковыжималку, и даже с хорошими сотрудниками готовы попрощаться, как только они перестают приносить пользу.
Но, так или иначе, «Бизнес по правилам Netflix» остаётся источником вдохновения для HR-ов и руководителей по всему миру. Многие истории и идеи из этой книги влияют и на простых сотрудников компаний.
Кто знает — возможно, после прочтения этой книги вы решите изменить свой подход к работе и начнёте иначе относиться к трудностям. А может, бросите себе вызов или измените подход к работе внутри коллектива.
Вывод
Итак, друзья. Какой же вывод?
По моему мнению, книгу «Сильнейшие» можно прочитать для вдохновения или во время поиска новых идей. Даже если воспринимать слова Патти МакКорд скептично и отсеивать мысли, которые вам не подходят, такое чтение всё равно способно принести вам пользу. Возможно, оно поможет под новым углом взглянуть на свой коллектив, на те процессы, по которым строится ваша работа.
Ну а если нет, то «Бизнес по правилам Netflix» станет развлекательной книгой о бизнесе, которую можно прочесть за вечер.
Расскажите в комментариях, читали ли вы книгу, и какие принципы корпоративной культуры Netflix вам запомнились.