InvestFuture

Ускорение Востока

Прочитали: 883

Правительство России на протяжении последних десяти лет создает условия для экономического роста на Дальнем Востоке. Тем не менее кумулятивный среднегодовой темп роста валового регионального продукта за последние пять лет в Дальневосточном федеральном округе не превышает среднероссийский показатель, отмечает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион".

"В 2007-2012 гг. в мероприятия по подготовке саммита АТЭС было вложено порядка 700 млрд руб., в 2014 г. началось создание территорий опережающего развития с весомыми льготами для инвесторов, в 2016 г. стартовала программа "Дальневосточный гектар". Но говорить об отдаче пока рано. Почему?

Дальний Восток воспринимается многими как громадная, но малонаселенная часть России. Действительно, средняя плотность населения здесь в 8-9 раз ниже, чем в целом по стране. Однако более детальный анализ показывает, что все не так плохо. Порядка 94% территории Дальнего Востока отнесено к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей против 67% в Сибири и 45% на Урале. Плотность населения в комфортных для проживания частях этих округов составляет 12,8, 11,1 и 12,1 человек на 1 кв. км, а на оставшейся части – по 0,3 человека на 1 кв. км соответственно.

По уровню экономического развития Дальний Восток не отнесешь к числу отстающих: по объему валового внутреннего продукта на душу населения он входит в тройку лучших в России, уступая лишь Уралу и Центру. Однако отраслевую структуру экономики округа сложно назвать удовлетворительной: здесь самая низкая по стране доля обрабатывающих отраслей, максимальная доля транспорта и вторая по величине доля добывающих секторов. Порты Дальнего Востока переваливают четверть всех морских грузов России. Это означает крайне высокую зависимость округа от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры в отношении сырья, добываемого как непосредственно на Дальнем Востоке, так и в других частях страны (прежде всего речь идет о кемеровском угле).

Учитывая вышесказанное, логично, что правительство России активно поощряет не только развитие транспортной инфраструктуры, но создание новых обрабатывающих производств. В числе крупнейших проектов – Восточная-нефтехимическая компания, Амурский ГПЗ, верфь "Звезда". Их реализация в ближайшие пять лет принесет Дальнему Востоку триллионы рублей инвестиций, связанных непосредственно со строительством производственных мощностей и с развитием энергетики и транспорта, и может кратно увеличить темпы экономического роста, создаст условия для привлечения квалифицированной рабочей силы.

Вторым важным катализатором является развитие малого и среднего бизнеса в связке с программой "Дальневосточный гектар". Согласно опросам порядка 46% получателей участков планируют использовать их в предпринимательской деятельности, преимущественно в области сельского хозяйства, туризма и общественного питания. Наделение граждан и бизнеса землей является действенным стимулом развития территорий. США использовали этот инструмент для расширения сети железных дорог, Кипр – для развития туристической инфраструктуры, Россия – при проведении аграрной реформы.

Существенным фактором успеха здесь является создание эффективного механизма банковского кредитования под залог земли. Для этого необходимо обеспечить прозрачную и справедливую оценку стоимости участков с учетом будущего коммерческого использования, стимулировать предоставление долгосрочных кредитов при одновременном снижении ставок на них (Фонд развития Дальнего Востока, Федеральная корпорация по развитию МСП и ряд банков уже работают в этом направлении).

Отмечу, что правительство России к настоящему времени использовало, пожалуй, весь известный арсенал мер по стимулированию роста, в том числе создание специальных административных районов для офшорных компаний. Некоторая часть из них не реализовала свой потенциал из-за банальных просчетов, например пятая свобода воздуха в аэропорту Владивостока действует уже 7 лет, но трансфертная зона для пассажиров международных рейсов была запущена лишь в этом году. Тем временем ход крупных проектов сдерживали длительные согласования. Устранение этих препятствий должно позволить Дальнему Востоку оправдать возлагаемые на него надежды".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 24, среднее: 4.38 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Ускорение Востока

Поделитесь с друзьями: