ДАО Жизни
Ирина Хакамада
Как не обращать внимание на свои природные “исходные данные” и идти к вершинам; как строить собственные команды и встраиваться в уже существующие; как слушать себя и не рефлексировать на окружающий шум и его трансляторов на сложной дороге к познанию себя и обретению человеческого счастья. ДАО Жизни Ирины Хакамады - в очередном выпуске еженедельной книжной рубрики на канале InvestFuture.
Ирина Хакамада - известный публичный политик, имеющий большой опыт работы во властных структурах. Кандидат экономических наук. Трижды избиралась в Государственную думу. Являлась заместителем председателя Госдумы. Возглавляла Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 2004 году выдвигала свою кандидатуру на выборы Президента Российской Федерации, где набрала 5 млн. голосов избирателей. В 2005 году номинировалась на Нобелевскую премию Мира. А журнал Time включил ее в число 100 известнейших женщин мира, и назвал политиком XXI века.
Добившись многого в политике, Хакамада разочаровалась в политических реалиях и ушла, не став, по ее словам, жертвовать своей принципиальностью. В настоящее время читает мастер-классы, ведет общественную деятельность и пишет книги. Кроме того, ведет теле- и радиопрограммы.
Книга “Дао Жизни” - третья в цикле работ Ирины Хакамады, посвященных передаче накопленного опыта. Но при этом вполне самостоятельная, чтобы разобрать ее отдельно от первых двух книг цикла. “Дао Жизни” - о том, как совместить карьеру, любовь, самореализацию и личное - духовное и материальное - счастье. Хакамада долгие годы была “гадким утенком”, интровертом до мозга костей, но, став взрослой, обрела уверенность в своей самоидентификации. Она перестала печалиться по поводу своей непохожести, и создала рецепт, который позволил ей быть счастливой без оглядок на окружающих людей или события, происходящие вокруг. Для этого, как говорит сама Ирина, она смешала восточную философию, западные бизнес-подходы и российскую культуру модерна и постмодерна.
Главный бонус именно этой книги - наличие ментальной пропитки и значительного опыта создания себя в условиях конкретно нашей страны. Когда бизнес делается по установке “Для своих - все, для чужих - закон”, когда люди идут в госструктуры для получения преференций, а не для службы жителям страны, тогда и подход нужен особенный. Наработанные десятилетиями Западные методы - не работают. В нашей стране зарождавшие бизнес-культуру люди сто лет назад либо вынуждены были бежать, либо были расстреляны. И в нас до сих пор достаточно глубоко вшит этот репрессионный ген.
По ходу повествования неоднократно проводится сравнение Западного подхода к развитию бизнеса с тем, что мы можем наблюдать в России. И каждый раз ловишь себя на мысли, что автор весьма точно попадает с характеристиками отечественных бизнес-моделей. Как и с характеристиками людей, за ними стоящих. Впрочем, по мнению автора, все это вполне по силам свести на нет новому поколению отечественных предпринимателей. Главное - найти себя и не затеряться по дороге.
Перед началом обзора непосредственно содержимого книги, полагаю, мне следует вас предупредить. Книга, хоть автор и заявляет ее как чтиво для широкого круга читателей, подойдет далеко не всем. Здесь много интересных умозаключений, кулуарных историй из застенков отечественных политических структур, полезных советов для разных этапов жизни. Для наилучшего восприятия вам следует быть готовым, что большая часть этих самых советов будет с, назовем его так, “восточным оттенком”. Вроде такого: “Человек, напитавшийся энергией Вселенной, восстановивший силы, более интересный субъект бизнеса и объект любви..”
Кроме того, по ходу пьесы немало саморекламы, высокомерия и “я-кания”, граничащего с чем-то очень похожим на хвастовство. Последнее, знаю, многих современных людей может достаточно сильно напрягать. Ну и вишенка на торте - со страниц книги исходит энергия яростной феминистки. Если вас все это не отпугивает и польза всегда перевешивает все остальное, тогда поехали!
Маленький лайфхак. Сама Хакамада рекомендует читать все главы в том порядке, в котором они изложены в книге, так как, цитирую, каждая последующая связана с предыдущей. На самом деле, вы можете смело открывать ту часть “истории”, которая приглянулась больше, чем остальные, и читать ее отдельно. Если будет какая-то неразрывная связь с изложенным ранее, автор вашу потерявшуюся душу без подсказки не оставит, сославшись на раздел, где вопрос рассмотрен более подробно.
Книга состоит из 8 “ДАО” (“путь” в терминологии даосизма) Ирины Хакамады. Названия некоторых могут показаться странными, но не забывайте, что они сугубо авторские и не претендуют на всеобщую экспансию. Итак, Хакамада рассказывает о: “ДАО успеха”, “ДАО лидерства”, “ДАО коммуникации”, “Team building ДАО”, “Start-up ДАО”, “Self-brand ДАО”, “ДАО Женщины” и “ДАО счастья”. Выделю наиболее интересные постулаты из каждого раздела.
В “ДАО успеха” автор акцентирует внимание, в первую очередь, на самом понятии. “Успех - имя Бога язычника эпохи потребления”, - говорит Хакамада. А поклонение божеству Успеха стало жизненной философией целого ряда поколения прагматичных, тренированных MBA и коучами молодых людей. Ирина делится своим наблюдением относительно перераспределения приоритетов в списке критериев успеха. Если раньше порядок долгое время сохранялся такой:
деньги → профессия → место в социальной иерархии → слава,
то в последние десятилетия проявляется тотальная заболеваемость пиаром. Эта “болезнь” ломает привычный порядок и сейчас мы наблюдаем такую последовательность:
слава, чего бы это ни стоило → деньги → социальный статус → профессия.
Хакамада делится собственными принципами и инструментами успеха, а также методами тайм-менеджмента, повышения самооценки и перезагрузки. В совокупности все эти рекомендации сводятся к главному посылу:
Величайшее искусство - Art de vivre - искусство жить. Это искусство быть успешным прежде всего в собственных глазах, а уж потом переживать о своем положении в глазах общества.
Ну и критерии успеха у Хакамады, само собой, выбиваются из канвы общепринятых и описанных выше линеек. Следуя им, пусть и отказавшись по пути от части денег, славы и высокого статуса, автор обрела счастье. Итак, по Хакамаде, я успешен, если:
- творчески самореализован и чувствую себя счастливым;
- меня окружают комфортные в общении люди, то есть я сам создаю себе позитивную коммуникативную среду;
- у меня ровно столько денег, сколько нужно, чтобы обеспечить мне душевное равновесие и достойное качество жизни;
- у меня есть признание моего успеха со стороны людей, которых я уважаю.
Следующее ДАО - ДАО Лидерства. Мы знакомимся с вполне типичными для интроверта, к коим в юные годы относилась и сама Ирина, проблемами. Главная из них - отчуждение от бремени лидерства, даже если характер позволяет принимать его на себя. Одна из ключевых мыслей раздела является самоограничивающим убеждением для многих молодых людей:
“Лидерство - это упаковка для другого товара”.
Такие убеждения нужно превозмогать. Хакамада уверена, что лидером может стать абсолютно каждый индивид. Если хочешь улучшить качество жизни, нужно из инструмента в чужих руках трансформироваться в самостоятельную боевую единицу, играющую собственную игру.
Ключ к лидерству - в состоянии души. Для предварительной “примерки” бремени лидерства на себя Ирина рекомендует ответить на очень русский вопрос: кто в доме хозяин? Подразумевая под “домом” собственную душу. Если на этот вопрос вы готовы ответить: “Я!” - тогда полдела сделано. Только не забывайте: ответственность за этот ответ понесете тоже Вы, а не родители, начальники, подчиненные, гаишники и далее по списку.
Лидер - это хозяин собственного “я”, готовый отвечать за свою жизнь, рисковать и добиваться результата. Это тот, кто понимает: другого выхода, кроме как стать лидером, - нет. Это человек, который ищет себя, а не копирует других. Кто развивает интуицию и - через ответственность, коммуникации и умение держать удар - формирует крепкий профессионализм.
Ну а мы идем дальше. ДАО Коммуникаций, “Team Building ДАО и START-UP ДАО - это в чистом виде трансляция богатого опыта автора в выстраивании отношений, построении команды и взаимодействии с отечественным малым бизнесом. В коммуникациях, по большому счету, ничего нового Хакамада нам не открывает - здесь базовые психологические уловки вроде отзеркаливания собеседников, выбора места проведения переговоров и сдерживании собственных эмоций. Особенно негативных. С поправкой на местные реалии, само собой. Самая интересная часть - это, пожалуй, подготовка к публичным выступлениям. Здесь сама Ирина прошла довольно богатый путь, и людям, которые развиваются в этом направлении именно в России, ее опыт может быть весьма полезен.
Из двух других ДАО в этой подчасти мне показались наиболее интересными такие опорные темы, как:
- сравнение типовых российского и западного лидеров;
- безболезненная интеграция в сложившуюся команду “снизу”, а также выстраивание новой команды “сверху”, даже если вы молоды, а большая часть подчиненных значительно старше вас;
- трезвый взгляд на рациональность построения бизнеса с родственниками и друзьями в качестве партнеров;
- и, наконец, четкие и выглядящие вполне уместными и разумными рекомендации молодым людям относительно старта карьеры.
Self-branding ДАО и ДАО Женщины - две максимально субъективные истории, рассказывающие о становлении Ирины Хакамады как женщины вне политики, но с устойчивым положением и весом в обществе. Так как речь идет о нулевых годах века, большая часть использованных Ириной методов сейчас может быть гораздо менее эффективна, чем аккаунт в Инстаграм или Тикток. Жизнь и технологии значительно ушагали вперед. Собственно, поэтому и останавливаться здесь надолго мы не будем.
Ну и, наконец, ДАО Счастья. Искусство быть счастливым, говорит Ирина, - это искусство находить баланс между вашими желаниями и возможностями, ограниченными внешней средой. Кроме того, Хакамада видит счастье в балансе между миром “делаю, что хочу, один раз живем” и миром “я - только за ЗОЖ и против всего, что на самом деле хочется делать и употреблять”. Ирина считает, что главный принцип - уважать свой организм и договориться между двумя субличностями: между той, которая хочет поддерживать здоровым телом и той, которая плюнула бы на тело и отдалась простым радостям. Чтобы заключить этот договор, Хакамада рекомендует 5 простых шагов:
- Любить себя таким, какой вы есть. С любым весом, любой фигурой, любым лицом и в любом возрасте;
- Возлюбив свою форму, предложить ей слегка усовершенствоваться, но без фанатизма и обид для организма;
- Не надеяться на помощь со стороны. Тренеры, массажисты, врачи, диетологи, клиники и тд. в нашей жизни - явления дорогие и временные, тогда как мы сами для себя - явление постоянное;
- Помнить, что табу не существует. Нарушать можно все и всегда, но нечасто и ненадолго;
- И, наконец, давать себе отдых. Любите ли вы свое дело, ненавидите ли, нужно устраивать себе полноценные или мини-отпуски. Иначе со временем итог будет одинаковым, и он будет явно не про счастье.
Вот такие вот 8 жизненных “путей” от Ирины Хакамады, друзья.
Заключение:
По сути, книга Ирины Хакамады - это набор схем и принципов. которые помогли лично ей прийти к той точке на карте жизни, в которой она сейчас находится. Но брать схемы и формально их выполнять - упражнение из школьной программы. Так свою пьесу не напишешь. Как говорит автор, при таком подходе получится примерно следующее: “умер заранее, да не ожил. Вышел из суеты, но так никуда и не вошел. Отзеркалил всех и потерял себя”. Пожалуй, так делать не стоит. Творческий подход нужен не только в работе, но и в проекте “счастье”. В счастье фундамент - это умение начинать жизнь заново в любом возрасте и состоянии. Независимо от обстоятельств. Чтобы уйти от предложенных ей же схем, Хакамада предлагает определить тип людей, к которому вы относитесь: авантюристы, инфантилы, мечтатели или неуверенные. Главное - не обманывать самого себя и отнести себя к реальной, а не желаемой, категории. После идентификации, если вы авантюрист, попытайтесь умерить рискованность и понять, что жизнь не меняют просто так. Только вслед за мечтой. Если вы - инфантил, перестаньте перекладывать ответственность на других. Если вы уверены, что вы - мечтатель, начните, наконец, действовать. Ну а самый простой совет - неуверенным: поднимите самооценку.
Завершить хотелось бы одним из немногих, но весьма многозначительным, призывом Хакамады к читателю. Помните: перемены - единственное, что постоянно.