InvestFuture

Sapiens. Краткая история человечества

Просмотров: 861
Sapiens. Краткая история
Автор:Харари Юваль Ной
Жанр: Художественная литература
Год выпуска:2017
Количество страниц:520
ISBN:978-5-905891-64-9

Sapiens. A Brief History of Humankind. 

Yuval Noah Harari

Счастливее ли мы, люди, сейчас, чем десятки и сотни тысяч лет назад? Какие ошибки совершал человеческий вид за время своего недолгого пребывания на планете, и как из собирателя объедков взлетел на вершину пищевой цепочки? Откуда в нашей культуре появились деньги, империи, властители и Боги, в совокупности представляющие мифологию? И, наконец, - как долго мы еще сможем ускорять развитие человеческого вида и к чему в итоге можем прийти? “Краткая история человечества” Юваля Ноя Харари добралась до книжной рубрики на канале InvestFuture.

 

Юваль Ной Харари - израильский военный историк-медиевист (это раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья). Харари является профессором исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.

Харари родился 24 февраля 1976 года в семье ливанских и восточно-европейских евреев. В 90-е годы учился в Еврейском университете в Иерусалиме, изучая средневековую и военную историю, ставшие в дальнейшем делом его жизни. в 2002 году защитил докторскую диссертацию в Оксфордском колледже Иисуса. С 2004 года активно публикует книги, пользующиеся массовым спросом. В настоящее время Харари занимается транснациональной историей и макроисторическими процессами. В своих исследованиях он соединяет исторический подход с естественнонаучным, задаваясь масштабными вопросами, вроде: “Существует ли историческая справедливость? Стали ли люди счастливее по мере исторического развития?”.

Бестселлер Харари  "Сапиенс" - это захватывающее дух путешествие через всю историю человеческого вида: от ее эволюционных корней до эпохи капитализма и генной инженерии. Путешествие, направленное раскрытие тайны человеческой натуры: почему мы такие, какие мы есть. Нужно сказать, что Харари несколько хитрит в названии своей книги. Несмотря на то, что люди как вид и представители рода Homo существуют уже около 2,4 млн. лет, Харари фокусируется на истории подвида Homo Sapiens, появившегося лишь около 150 000 лет назад. То есть на всего лишь 6% времени существования человека на планете. Но давайте не будем сильно за это автора ругать. Предков Сапиенса он тоже коснулся, хоть и по касательной, а оставшаяся история от их исключения не стала менее интересной и поглощающей читателя с головой. К слову, книга написана настолько легким и интересным языком, что подойдет абсолютно любым категориям описанного в ней вида. С поправкой на возрастной ценз - 16+.

The telegraph говорит, что эта книга - “вызов всему, что мы знаем”, а Билл Гейтс дает маленькую, но весьма емкую аннотацию для обложки книги: “Это одна из десяти книг, которые я бы взял с собой на необитаемый остров”.

Книга фокусируется на ключевых процессах, которые сформировали человечество и окружающий мир, таких как появление сельского хозяйства, создание денег, распространение религии и возникновение национальных государств. В отличие от других книг такого рода, Sapiens использует междисциплинарный подход, который устраняет разрывы между историей, биологией, философией и экономикой так, как никогда раньше. Более того, принимая как макро -, так и микро-взгляд, Sapiens передает не только то, что произошло и почему, но и то, как это чувствовали отдельные люди или виды, с людьми взаимодействовавшие.

Своей работой Харари предлагает нам не только связать прошлые события с нынешними проблемами, но и подвергнуть сомнению наши основные нарративы мира. 

Давайте очень обобщенно пробежимся по содержимому книги.

В течение первой половины нашего существования мы ничем не примечательны. Харари рассказывает, что большинство животных, находящихся на вершине пищевой цепочки, добирались туда постепенно и в течение нескольких миллионов лет. Человеку же понадобилось “всего” 300 000 лет. Около 400 000 лет назад наши предки находились в середине этой самой цепочки. В этой иерархии наш вид стоял даже ниже стервятников, доедая части добычи, пойманной более крупными, резкими, сильными и ловкими представителями животного мира. Харари считает, что мы были не готовы к такому скачку на вершину, отчего до сих пор чувствуем тревогу и стресс как вид, не привыкший на этой самой вершине находиться. Своего рода “эффект самозванца” в проекции на историю рода человеческого. 

В период 2 млн.лет назад - 10 000 лет назад по Земле вместе бродили представители множества человеческих видов. Изображение человека, эволюционирующего от сгорбленного к прямому, неверно отображает человеческую эволюцию как линейную траекторию. На самом деле многие из этих видов жили одновременно, а “унификация” произошла либо из-за скрещивания видов, либо из-за вытеснения более разумными Сапиенсами остальных. Даже более сильного и выносливого неандертальца. Харари считает, что Сапиенсы уничтожили неандертальцев, потому что: “они были слишком похожи, чтобы игнорировать, но слишком другими, чтобы их терпеть”. Ученым до сих пор не удается точно ответить на вопрос, каким из этих путей тогда пошла эволюция. Известно лишь, что последний карликовый вид людей вымер 12 000 лет назад. 

Затем история вида претерпевает ряд революций. 

Примерно 70 000 лет назад случилась "когнитивная" революция: мы начали вести себя гораздо более изобретательно, чем раньше. Причины этого кризиса до сих пор неясны. Придумывая мифы о религиях и божествах, говоря на своем языке о вещах, которые никогда не видели, не трогали и не обоняли, Сапиенсы начали быстро объединяться и сотрудничать большими группами, за счет чего быстро распространились по всей планете. 

Путешествие людей через море и высадка в Австралии была одной из самых важных экспедиций в истории. Это был момент, когда люди закрепились на вершине пищевой цепи. В Америку Homo sapiens впервые попал около 16 000 лет назад, и заселение Америки – через Сибирский полуостров, через Аляску в Канаду и Соединенные Штаты, через Мексику и Центральную Америку в Анды и Амазонку и вплоть до самой оконечности Южной Америки – это одно из самых быстрых и невероятных вторжений одного вида, когда-либо виденных миром. Для планеты это могло бы ничего не значить, если бы только Сапиенсы, заселяя очередной ее участок, не истребляли существующую там флору и фауну. Харари подозревает, что, двигаясь теми же темпами, на горизонте жалкой тысячи лет из животного мира останется в живых только Сапиенс, да одомашненная им скотина.

Около 11 000 лет назад независимо во многих частях планеты произошла аграрная революция. Харари считает ее самым большим мошенничеством в истории, так как агрокультура - пшеница - одомашнила человека. При этом сам человек на протяжении всей истории уверен, что все совсем наоборот. Что это гений человека позволил одомашнить пшеницу. Сапиенсы все больше переходили от охоты и собирательства к земледелию. Тело Сапиенса не было создано для таких тяжелых работ, отсюда в нашу жизнь пришли артрозы, истирания суставных дисков и прочие прелести. Но, как говорит Харари, пшеница требовала создавать для себя наилучшие условия выживания, не терпя сорняков и вредителей. Более того, человек был просто вынужден пойти на создание ранее невиданных заборов и оружия, и истреблять своих же сородичей. Чтобы охранять запасы пшеницы от набегов грабителей. Между прочим, говорит Харари, до повсеместного перехода на пшеницу человек не зависел от неурожаев и засух, и в целом был здоровее, питаясь богатым набором витаминов и микроэлементов. Кроме того, с потребностью возделывать землю для посевных, человек приобрел артрозы и прочие заболевания. 

Около 500 лет назад началась "научная революция". Харари утверждает, что в какой-то момент ведущим проектом научной революции стал “Проект Гильгамеша”(названный в честь героя эпоса, который намеревался уничтожить смерть): "дать человечеству вечную жизнь" или "бессмертие". Он с оптимизмом смотрит на ее конечный успех. Но амортальность - это не бессмертие, потому что мы всегда можем умереть насильственной смертью, и Харари, вероятно, скептически относится к тому, сколько пользы это нам принесет. Как аморталы, мы можем стать истерически и беспомощно осторожными. Смерть тех, кого мы любим, может стать еще более ужасной. Мы можем устать от всего, что происходит под солнцем.. Мы можем прийти к согласию с эльфами Дж.Р. Толкина, которые рассматривали смертность как дар человеческим существам, которого им самим не хватало. 

Около 250 лет назад научная революция стала триггером революции индустриальной, которая, в свою очередь, около 50 лет назад запустила информационную революцию. Информационная революция запустила механизм биотехнологической революции, у которой еще даже молоко на губах не обсохло. Одна фундаментальная революция сменяет другую все быстрее и быстрее, и Харари подозревает, что биотехнологическая революция сигнализирует о конце сапиенсов: на смену нам все же придут биоинженерные постлюди, "амортальные" киборги, способные жить вечно. Жить вечно, боясь смерти и мечтая о ней одновременно.

 

Выводы автора по ходу повествования поучительны, а иногда и вовсе провокационны. Например:

  • Империя-самая успешная политическая система, которую изобрели люди. Наша нынешняя эпоха анти имперских настроений, вероятно, является недолговечной аберрацией.
  • Капитализм – это религия, а не просто экономическая теория, и это самая успешная религия на сегодняшний день.
  • Обращение с животными в современном сельском хозяйстве может оказаться самым страшным преступлением в истории.
  • Индивидуализм поощрялся государствами и рынками как способ разрушения семей и общин.
  • Мы гораздо могущественнее наших предков, но ненамного счастливее.
  • Сапиенс скоро исчезнет. С помощью новых технологий, в течение нескольких столетий или даже десятилетий, сапиенс превратится в совершенно других существ, обладающих божественными качествами и способностями. История началась, когда люди изобрели богов, и закончится, когда люди станут богами.

Доводы автора по каждому из приведенных выводов вы найдете в книге, и, скажу я вам, искусством доказывать собственную позицию Харари обладает в совершенстве. Ну а мы потихоньку переходим к заключению :)

 

Заключение

В книге, как вы уже могли заметить, множество интереснейших фактов, а также авторских утверждений, нацеленных на доказательство этих фактов. Есть также и ряд моментов, по которым у специалистов из затрагиваемых областей к Харари остались вопросы. Но, как говорят в журналистике, если после публикации твоей работы 50% ознакомившихся с ней людей клянутся тебе в любви, а остальные 50% ненавидят, значит, ты сделал свою работу хорошо. На мой взгляд, Юваль Ной Харари сделал свою работу просто замечательно. Он позволил всего за несколько сотен страниц максимально емко увидеть историю вида, который мы представляем. А также - в какой-то степени - открыл глаза на то, почему мы сейчас зачастую действуем тем или иным образом.

Как бы там ни было, самые важные, на мой взгляд, строки автор заключил в послесловии, названном “Животные, ставшие Богами”. Лично во мне эти слова, всякий раз, когда я их читаю или слушаю, пробуждают желание крепко задуматься. Возможно, эти слова несколько гиперболизированы, и Харари наводит на читателя смуту не хуже, чем Василий Олейник - на инвесторов: и того, и другого расценит только время. Просто послушайте, и в комментариях напишите, что думаете об этом посыле автора:

70 тысяч лет назад Homo sapiens все еще был незначительным животным, жившим своей посредственной жизнью где-то на задворках Африки. В последующие тысячелетия он преобразился во владыку планеты и ужас экосистемы. Сегодня этот представитель животного мира стоит на грани превращения в Бога. На грани обретения не только вечной молодости, но и божественной способности творить и разрушать.

К сожалению, глобально господство нашего вида пока произвело мало того, чем мы могли бы гордиться. Мы подчинили себе окружающую среду, увеличили производство пищи, строили и разрушали города и империи, связали все уголки Земли торговой сетью. Но разве параллельно с этим страдания на планете стало меньше? Мощные революции, заметно расширявшие возможности человечества, далеко не всегда улучшали условия жизни отдельных людей и, как правило, причиняли ужасные несчастья другим живым существам.

За последние десятилетия нам наконец удалось существенно улучшить положение человека, уменьшив масштабы голода, болезней и войн. Но положение других животных ухудшается еще быстрее, чем прежде, да и участь большей части человечества улучшилась так недавно и настолько эфемерно, что радоваться пока еще рано.

Более того, научившись стольким замечательным вещам, мы так и не разобрались в своих целях, и все еще остаемся неудовлетворенными. Мы строили каноэ, потом галеоны, потом пароходы, а теперь уже и космические корабли — но куда мы стремимся? Мы обрели невиданное прежде могущество, но понятия не имеем, как им распорядиться. Хуже того, люди становятся все безответственнее. Боги-самозванцы, мы считаемся только с законами физики и ни перед кем не отвечаем за свои поступки. Мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о здесь и сейчас, о своем комфорте и удовольствии. И ни в чем. Не находим. Счастья.

Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего они хотят?”

Оцените материал:
(оценок: 40, среднее: 4.48 из 5)
InvestFuture logo
Sapiens. Краткая история

Поделитесь с друзьями: