InvestFuture

Как МС-21 поднимали в небо

Прочитали: 1114

Запуск МС-21 стал важным шагом в возрождении гражданской авиации России Эксплуатационные расходы МС-21 на 12-15% ниже, чем у конкурентов Твердые контракты уже заключены на 175 самолетов Первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300 успешно состоялся в воскресенье, 28 мая 2017 г., и для российской гражданской авиации это стало настоящим прорывом.

Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1 тыс. м при скорости 300 км/час. План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей.

Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева.

Кононенко заявил, что "полетное задание выполнено полностью".

"Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено", - пояснил он.

Летно-технические характеристики самолета МС-21-300Вместимость в двухклассной компоновке - 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом), вместимость в плотной компоновке - 211 кресел. Максимальная взлетная масса - 79 250 кг. Максимальная коммерческая нагрузка - 22 600 кг.

Максимальная дальность полета - 6 тыс. км. Основные размеры - длина самолета 42,2 м, размах крыла - 35,9 м, высота - 11,5 м.

МС-21 летает быстрее конкурентов и выигрывает за счет большей экономичности. По расчетам "Иркута", при использовании МС-21 авиакомпании смогут сэкономить до $3 млн в год.

"Иркут" собрал 175 твердых заказов на МС-21, еще 100 заказов находятся в стадии обсуждения. Первым эксплуатантом нового самолета станет "Аэрофлот". Поставки МС-21 начнут в конце 2018 г. - начале 2019 г. "Аэрофлот" намерен купить 50 самолетов.

Каталожная цена МС-21 составит от $90 млн, тогда как европейского конкурента Airbus А320 - $97 млн, американского Boeing 737 новых версий - $95 млн.

МС-21 – революция в гражданской авиации России

Для российской гражданской авиации создание МС-21 – важный шаг на этапе развития новой индустриальной модели.

Состояние гражданской авиации России ухудшалось долгие годы. В 2016 г. Счетная палата сообщила о том, что около 30 млрд руб. ежегодно Росавиация не осваивает из выделяемых средств, при этом около 9 млрд руб. должны были идти на реализацию программы по субсидированию внутренних воздушных перевозок.

Из-за проблем с целевым расходованием в 2015 г. вообще в установленные сроки не удалось ввести ни один из запланированных объектов, фиксировались значительные задержки по проектной документации.

Также аудиторы ведомства пришли к выводу, что операторы получают федеральное имущество по заниженной стоимости или вовсе на безвозмездной основе.

При этом именно внутренний рынок является основной проблемой, особенно в части местных и региональных перевозок. Если в 2008-2013 гг. пассажирооборот рос в среднем на 11,7%, то после 2014 г. рост значительно замедлился, в 2015 г. он составил всего 6%. Грузооборот же внутреннего рынка упал сразу на 17%.

И это даже при значительном росте государственного субсидирования. Авиапарк примерно на 70% состоит из зарубежных самолетов. Подобная ситуация, по мнению специалистов, сложилась из-за ухода из списка заказчиков министерства гражданской авиации, тогда как авиакомпании не заинтересованы в развитии отечественной авиапромышленности в большинстве случаев.

В среднем поставка отечественных самолетов на внутреннем рынке не превышает 20 судов в год, и это очень мало.

Во многом именно успешность самолетов МС-21 определит возможности по возрождению российской гражданской авиации. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы центры компетенций в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В целях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного завода – филиала ПАО "Корпорация "Иркут" и ряда предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.

Основные российские участники программы: головной исполнитель – корпорация "Иркут" (входит с состав ОАК), ведущие предприятия ОАК, госкорпорация "Ростех".

МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с "Иркутом" активно участвуют и другие предприятия ОАК: "АэроКомпозит", Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования.

МС-21 изначально разрабатывался на базе проекат Як-242. При этом разработкой крыла занималась компания "АэроКомпозит", работами по фюзеляжу — корпорация "Иркут" и ОКБ Яковлева. Хвостовую часть проектировало КБ Бериева.

Использование композитных материалов, доля которых в конструкции МС-21 составляет около 40%, - это одно из главных достижений конструкторов. Фактически на узкофюзеляжных самолетах, за исключением МС-21, нигде в мире нет композитного крыла. Такая конструкция предусмотрена только у широкофюзеляжных Boeing-787 Dreamliner и А350, что объясняется дорогим производством.

В России же смогли создать собственные технологии, позволяющее сделать компоненты легче и дешевле.

Что касается двигателей, то в настоящее время российский лайнер будут делать на двигателе PW1400G американской Pratt & Whitney. Тем не менее сейчас силами ОДК создается турбовентиляторный двигатель ПД-14 специально для МС-21.

Летные испытания ПД-14 начались еще в 2015 г., а серийное производство, как ожидается, начнется в 2018 г.

Универсальный двигатель ПД-14 можно использовать для других видов авиационной техники, в частности для тяжелых вертолетов.

ПД-14 создают в рамках программы разработки семейства авиадвигателей тягой 12,5-18 тонн для пассажирских и грузовых самолетов.

Российские разработчики также создали собственное программное обеспечение, хотя и на зарубежных элементах базы, обеспечивающее защиту в том числе от человеческого фактора, значительно повышающую безопасность полетов.

Большая доля отечественных компонентов выгодно отличается МС-21 от нашумевшего в свое время Sukhoi Superjet 100, где доля импортных компонентов превышает 50%: французская Thales поставляет авионику, PowerJet - двигатель Sam146, американская B/E Aerospace – кислородную систему, интерьер и двери. Российская КнААЗ для SS100 разрабатывала элементы фюзеляжа (также элементы фюзеляжа создавались НАЗ им. Чкалова), центроплан, пилон, крыло, механизацию крыла, управляющее программное обеспечение.

После создание собственного двигателя ПД-14 МС-21 будет превосходить конкурентов в виде А320 и Boeing-737 и фактически сравняется по общим летным характеристикам с модернизированными А320neo и Boeing 737 MAX, также превосходя их по некоторым параметрам, включая крейсерскую скорость и стоимость. По предварительным оценкам, повышенная эффективность самолета снижает эксплуатационные расходы на 12-15% по сравнению с аналогами.

Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи.

Еще по 110 самолетам уже достигнуты предварительные договоренности, подписаны первые соглашения.

Покупатель Эксплуатант Количество Тип соглашения
Crecom Burj Berhad 25 Твердый контракт
Ильюшин
Финанс
63 Твердый контракт
ВЭБ-Лизинг 30 Твердый контракт
Авиакапитал-Сервис Аэрофлот 50 Твердый контракт
ИрАэро ИрАэро 10 Твердый контракт
Сбербанк Лизинг 20 Твердый контракт
Air Tanzania 1 Меморандум
Cairo
Aviation
6 Соглашение о закупке
Азербайджанские
авиалинии
10 Меморандум

К 2018 г. планирует создать первые четыре самолета МС-21, а затем объем выпуска будет увеличиваться. К 2020 г. ежегодно будут создаваться 20 самолетов, а уже к 2030 г. – 70.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.45 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Как МС-21 поднимали в

Поделитесь с друзьями: