Первый украинский президент Леонид Кравчук заявил о том, что не считает Украину полностью независимым государством, при этом, по его мнению, Украина сможет начать развитие только в составе Европейского союза и блока НАТО.
Портал "Вести.Экономика" частично приводит интервью экс-президента Украины Кравчука украинскому изданию "Апостроф" как пример того, что бывшие (и действующие) украинские власти считают "независимостью", "развитием", а также какие надежды они питают относительно дальнейшего будущего Украины.
Кравчук описывает экономические и политические отношения Киева и Москвы, называя Россию "старшим братом", не желающего отпускать "любимую женщину Украину". При этом, по его словам, сейчас Украина фактически является "девкой на выданье", которая должна "сбежать под НАТО" и стать членом Европейского союза.
Когда это произойдет, Кравчук считает, что Украина "начнет развиваться" и будет жить с Россией, как "Канада живет с Америкой". Подобный сумбур можно было бы списать на преклонный возраст экс-президента Украины, если бы нынешние украинские власти не выступали с аналогичными заявлениями и не предпринимали последовательные действия по обострению отношений с Россией.
– Леонид Макарович, в этом году мы отмечаем 26-ю годовщину провозглашения независимости Украины. Сейчас, чуть больше чем через четверть века после принятия исторического решения, как вы считаете, независимость состоялась?
– Если брать строго, как положено, то независимость – это отделение от другого государства и приобретение права творить свое государство. У нас есть такое право? Есть. Таким образом, независимость – это прежде всего политическая категория. И независимость состоялась. Украина строит свое государство, строит свои отношения внешнеполитические, внутриполитические, выбирает власть, если нужно – даже снимает ее, как это было на Майданах уже дважды... То есть мы можем говорить о том, что независимость Украины состоялась.
Кое-кто хочет широкого толкования независимости. Скажем, а как живут люди? Независимы ли они экономически? Конечно, такого сказать не могу. Если около 67% людей живут сегодня в Украине за чертой бедности, получают меньше прожиточного минимума – значит говорить об экономической или социальной, или еще какой-то независимости – невозможно. Люди живут в тяжелых экономических и социальных условиях. Это – факт. Люди зависимы от всего: от внешних и внутренних факторов, от чиновников, от простого клерка, который может творить над человеком издевательства, выслушать или не выслушать, поступить по закону или обмануть... Есть же огромное количество фактов, когда людей просто обманывают. Потому что чиновники того или иного учреждения – райсовета, горсовета – не могут дать оценку и поставить на место тех, кто этим занимается. То есть в этом случае я могу говорить об экономической зависимости.
Международная ситуация. Говорить сегодня, что мы независимы, фактически потеряв Крым и имея войну на Донбассе, говорить, что мы страна территориально целостная и независимая, ну, извините, я не могу. И думаю, никто не осмелится это сказать. Украину территориально разделили с помощью силы, которую применила к нам Россия, присоединив Крым и развязав войну на Донбассе.
Таким образом, если взять в целом совокупность всех факторов, то можно сказать, что есть черты или характеристики, которые свидетельствуют о том, что Украина не имеет полной международной, территориальной и экономической независимости. Но как политическая структура Украина является независимым государством. Это я хочу подчеркнуть.
– А как считаете, возможно, тогда, в 1991 году, стоило как-то более решительно рвать связи с Россией? Потому что то, о чем вы говорите – о достижении подлинной независимости – как раз о том, что все эти годы мы находились в огромной зависимости от северного соседа. А сейчас мы эти связи, наконец, разрываем...
– А какие связи вы имеете в виду?
– Экономические, политические... Российская Федерация же влияла на нашу жизнь во всех без исключения сферах. И все важные решения принимались с оглядкой на позицию так называемого "старшего брата"...
– Знаете, самая упорная вещь – это факты. Против них не попрешь. Так вот, 80% производства в Украине было завязано на России и других республиках. Если бы мы быстро разорвали эти связи, предприятия и заводы, не найдя других заменителей, просто остановились бы. Ну, я не представляю себе, как бы выглядела Украина, если бы заводы и фабрики остановились и на улицы вышли миллионы людей...
Вы же должны понимать одну вещь. Россия не хочет отпускать Украину. Не хотела, не хочет и никогда не захочет. Просто поверьте мне, я это знаю точно. Для России Украина – как любимая женщина. Взял в объятия – и не может никак отпустить. Всегда так было и будет.
– И как нам жить дальше с таким соседом?
– А зачем нам с ним жить? Мы будем жить, как хотим сами.
– Но Россия же рядом. Рядом опасность.
– И что? Ну, не надо с ними воевать. Если мы станем членом Евросоюза, если мы станем членом НАТО – а это неизбежно нужно сделать – и пойдем под зонтик защиты, то Россия изменится.
Мы же сейчас – девка на выданье. Понимаете? Мы – нигде. Кавалеры, давайте сюда!.. А когда уже девка замужем – все иначе на нее смотрят. Всё, не на кого заглядываться, есть муж.
Так и здесь. Когда Украина станет членом НАТО (а она должна стать, выхода у нас другого не существует), а затем – членом Европейского союза... Над этим должны работать параллельно, хотя одновременно это не случится... Вот тогда к Украине будут по-другому относиться. Она начнет развиваться. У нас есть возможности для развития – технические, научные, человеческие... Это уже сейчас по некоторым отраслям видно. По программному обеспечению Украина одна из лучших в мире. И не надо бояться, а как же мы будем жить с Россией. Будем жить! Она не хочет с нами жить, хочет нас бить? Так мы сбежим под НАТО.
– А возьмут?
– Возьмут! Если бы не были такие дураки, то уже давно были бы там. Если бы мы провели референдум, если бы мы спросили у народа – он бы сказал "надо", и тогда не было бы возражений. Потому что народ хочет в НАТО.
– Так мы же знаем, что большинство граждан поддерживает курс на вступление в НАТО.
– 70% хотят. Но это опрос. А то был бы референдум – а это совсем другое, это – воля народа.
Так вот, мы становимся членом Европейского союза, мы движемся вперед. А Россия пусть себе живет. Мы же на нее никогда нападать не будем. А если станем членом НАТО – и Россия на нас не будет нападать. Потому что будет знать, что получит отпор. А как иначе? Что хотели – то и получили. Нет иного.
То есть не надо ждать милостыни. Надо действовать. Канада живет с Америкой нормально? И мы будем жить так. Если бы они не хотели нас душить и бить – мы бы не убегали. А чего они бьют нас? Не дают нам возможности формировать свою политику? Уже и войска применяют, диверсантов засылают... Невесть что! Поэтому – выхода нет. Мы должны от них убегать.
Все может повернуться очень быстро. Я надеюсь, что оно повернется в нашу пользу!
Портал "Вести.Экономика" ранее уже отмечал, что краеугольным камнем в основании украинской "государственности" является постоянно повторяемый украинскими политиками тезис: "Украина – не Россия".
На основе данной идеи деятели, подобные Леониду Кравчуку, за годы независимости Украины "создавали" украинскую экономику, армию, а также "возможности для развития – технические, научные, человеческие..."
Вполне возможно, что под соусом обещаний "сбежать под НАТО" и превратиться в члена ЕС украинские политики еще долго смогут рассказывать о том, чем еще, кроме "второй Франции, Польши, Швейцарии", может стать Украина.
Однако, как дал понять экс-президент, для того чтобы жить, как "Канада с Америкой", Украине недостаточно быть просто "не Россией". Главное – не забыть одеть вышиванку и не переставать надеяться, что "оно повернется в нашу пользу".