Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), готовившиеся к массовому привлечению новых клиентов в этом году, вынуждены простаивать. Канал продаж через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), на который они надеялись, не включается не только из-за технических проблем, но и из-за ситуации с удостоверяющими центрами (УЦ). Самый крупный УЦ по переводу пенсионных накоплений, работавший ранее с НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд», сначала лишился аккредитации, а затем ему было отказано в формировании квалифицированной электронной подписи (КЭП) для перевода клиентов.
НПФ Сбербанка — фонд, который за последние годы являлся лидером по привлечению новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию,— уже полгода не может запустить массовое привлечение через отделения материнского банка. Основная проблема — невозможность наладить дистанционный канал продаж, после того как год назад Пенсионный фонд России (ПФР) приостановил (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), а затем и прекратил (см. «Ъ-Онлайн» от 29 декабря 2017 года) прием заявлений о переводе пенсионных накоплений через удостоверяющие центры.
Первые попытки фондов наладить массовое привлечение клиентов через ЕПГУ, по объяснению их сотрудников, натолкнулись на технологические трудности (см. “Ъ” от 6 февраля). «Пока канал работает недостаточно стабильно и требует технических доработок от всех участников процесса для запуска в промышленную эксплуатацию»,— заявлял тогда директор по развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков. Однако прошло почти полгода, а основные игроки, рассчитывающие на привлечение через ЕПГУ, так и не запустили удаленный перевод пенсионных накоплений. В колл-центрах НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд» операторы предупреждают клиентов, что им придется подписать бумажное заявление и самостоятельно отнести их в отделение ПФР или МФЦ. В «ВТБ Пенсионный фонд» не ответили на вопросы “Ъ”, касающиеся особенностей работы фонда с УЦ и ЕПГУ, лишь заявив, что продолжают «работу по привлечению застрахованных лиц». В НПФ Сбербанка не ответили на запрос “Ъ”.
Вместе с тем, по информации “Ъ”, основной проблемой, помимо технологического несовершенства портала, стало сокращение числа удостоверяющих центров, которые имеют право формировать квалифицированную электронную подпись, без которой невозможен перевод пенсионных накоплений через ЕПГУ. В конце прошлого года технологически готовы к формированию КЭП были два удостоверяющих центра — «Инфотекс Интернет Траст» и «Русь-телеком» (два старейших УЦ, работавшие с переводом застрахованных лиц), рассказывают три топ-менеджера НПФ. При этом крупнейшим удостоверяющим центром по объемам переводов пенсионных накоплений еще год назад являлся «Инфотекс», отмечали собеседники “Ъ”. Он работал с лидерами привлечения 2017 года — НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд», свидетельствует акт проверки Минкомсвязи этого УЦ (с ним ознакомился “Ъ”). Впрочем, после этой проверки в начале марта «Инфотекс» был лишен аккредитации министерства. Несмотря на то что в середине мая УЦ вернули аккредитацию, однако, как рассказали “Ъ” два контрагента «Инфотекс», ему неформально было запрещено работать с переводом пенсионных накоплений. Таким образом, единственным удостоверяющим центром, которым мог формировать КЭП для работы с ЕПГУ, остался УЦ «Русь-телеком». «В этом удостоверяющем центре говорят, что они остались монополистом на этом рынке»,— рассказывает его контрагент. В «Инфотекс» и «Русь-телеком» не ответили на запрос “Ъ”.
Источник “Ъ”, близкий к НПФ Сбербанка, утверждает, что фонд не работает с «Русь-телеком», поскольку его деятельность «для НПФ непрозрачна». По его словам, фонд намерен ждать полноценного выхода на рынок УЦ «Инфотекс». Прорабатывается и альтернативный вариант — «возвращение в 2014–2015 годы», то есть привлечение через бумажные заявления. НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд» лоббируют возвращение «Инфотекс» на рынок привлечения, утверждает один из собеседников “Ъ”. «УЦ продолжает работу над своей технологией, чтобы ему было позволено работать с переводом пенсионных накоплений. Переговоры ведутся каждую неделю»,— говорит он. В «ВТБ Пенсионный фонд» и НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» (см. “Ъ” от 25 июня) тестируют возможность работы через ЕПГУ с «Русь-телеком», отметил контрагент этого удостоверяющего центра. В НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» не ответили на запрос “Ъ”. «Создается впечатление, что власти каким-то образом пытаются тянуть время до принятия закона о переходах (см. “Ъ” от 16 апреля) и проскочить год самой большой потери инвестиционного дохода»,— предполагает один из собеседников “Ъ”.
Илья Усов